Бескровная Ходынка

«Народ стал сходиться с 5 часов утра. Между Ходынским полем и Москвой, по двум направлениям, от Тверской и Пресненской застав, народ шёл непрерывною и до того сплошною толпой, что в ней с трудом могли двигаться экипажи. В то же время другая народная струя стремилась к полю с противоположной стороны, от Всехсвятской рощи. То были крестьяне, пришедшие из уездов Московской губернии. Между крестьянами виднелись многие с котомками за плечами и посохами в руках. Начало гулянья было назначено в 12 часов дня, но, вследствие сильного прилива народных масс, за черту гулянья стали впускать с 10 часов утра. Каждому входившему подавались гостинцы: два пирога, фунт сластей и кружка или стакан. На кружках — государственный герб и под ним цифра 1883» («Коронационный сборник», 1899).

Со времён Екатерины II на Ходынском поле в Москве устраивали гуляния для народа в честь коронаций и побед русского оружия. Весной 1883 года, когда Москва праздновала восшествие на престол Александра III, в народных увеселениях на Ходынке приняло участие около полумиллиона человек. По всему полю были расположены театры, оркестры и аттракционы. Царь и царица показались народу с балкона Петровского дворца, а затем началось костюмированное «аллегорическое шествие».

И устроители и внешние наблюдатели особо отмечали порядок и спокойствие внутри этой огромной толпы, который поддерживали сами гуляющие.

Ни в какой другой стране на свете такое зрелище не могло быть быть импровизовано, или такое огромное множество народа собрано вместе с меньшими проявлениями беспорядков. Вообразите себе смущение, в какое был бы повергнут Лондон, если бы было возвещено, что три четверти миллиона рационов и сто пятьдесят вагонов с бочками пива будут розданы в Гайд-парке верноподданным её величества! Но русские мужики с детскою простотою и радостью приняли корзинки с провизией и унесли с собою глиняные кружки, как драгоценное воспоминание о своём царе-батюшке, и в течении всего дня весело смотрели на устроенные для них представления в театрах и фантастическую процессию цирка. От того грубого элемента, который нередко присутствует на наших народных сборищах, они, кажется, совершенно свободны», —

такие впечатления унёс с поля английский корреспондент. До ходынской трагедии оставалось 13 лет...

Организаторами этого праздника были театральный режиссёр и антрепренёр М.В.Лентовский и 24-летний Фёдор Шехтель. Мы знаем Шехтеля главным образом как архитектора, «отца русского модерна», но он не только строил дома и проектировал временные сооружения для выставок и народных гуляний, но и создавал декорации и костюмы, был превосходным рисовальщиком.

Творческий вклад Шехтеля в праздник мы можем восстановить благодаря яркому изданию под названием «Весна Красна»:

Фёдор
Фёдор

Присоединимся к праздничному шествию?

Герольды и трубачи. Как сказано в «Объяснительном листе шествия», они возвещают о возрождении Весны:

Стража и музыканты — майские жуки и кузнечики:

Лягушки-музыканты:

Пчёлы с их царицей и ульем — олицетворение труда и пользы:

Труд и польза. Муравьи, Микула Селянинович — олицетворение хлебопашества. За колесницей его следует Куська жук и Гессенская муха [вредители], ведомые мужичком, их победившим трудом. Цехи изящных искусств:

Глашатаи и цветы, сопровождающие Весну:

Весна Красна, окружённая цветами и бабочками и сопровождаемая богатырями. Илья Муромец, Святогор, Еруслан Лазаревич, Алёша Попович (олицетворение силы природы). Соловей-Разбойник:

Меч-кладенец (искоренитель зла) и Змей Горыныч (вредная сила), поражаемый Добрыней Никитичем:


Хмель с хмелинками (олицетворение веселья и удали), скоморохи, медведь, коза и журавль:

Тройка с медведем, хор рожечников и хороводы:

Костюмы:

И, наконец, общий вид гулянья:

Книга «Весна красна: Аллегорическое шествие, устроенное во время народного праздника 21 мая 1883 года на Ходынском поле М.Лентовским по случаю священного коронования их императорских величеств» хранится в Музее книги Российской государственной библиотеки. А в оцифрованном виде её можно посмотреть или скачать в Электронной библиотеке РГБ.

Фрагмент задней обложки
Фрагмент задней обложки