Игры детей в середине 19 века

02.08.2018

В Музее книги РГБ сейчас проходит выставка «Дети и игрушки», где можно увидеть детские книги и журналы с рассказами и заданиями для маленьких детей. Предлагаем вам описание детских игр из одного такого журнала: «Забавы и рассказы», том 4 за 1864 год.

В эти игры могли играть маленькие Антон Чехов, Александр Куприн, Иван Бунин — они родились в 60-е — 70-е годы XIX века.

Иллюстрация к статье об играх в журнале "Забавы и рассказы"
Иллюстрация к статье об играх в журнале "Забавы и рассказы"

Четыре уголка

Надо стать по одному в каждый угол комнаты, но так как углов в комнате четыре, а играющих пятеро, то и приходится всегда один лишний, места ему не хватает и он всегда остаётся посередине. Играющие стараются как можно чаще меняться друг с другом местами, и тот, кто в середине, должен караулить бегущих и стараться занять чьё-нибудь место, прежде чем тот добежит до него. Эта игра очень живая и весёлая.

Птичка

Дети становятся в кружок, а один, изображающий птичку, посередине. Кружок пляшет вокруг, припевая, а потом, по окончании песенки, разрывают круг и разбегаются. Тот, который был птичкой, выбегает из круга и, поймав кого-нибудь, ставит его на своё место.

Волчий хвост

Все девочки становятся одна за другой, держа друг друга за платье. Та, которая впереди, называется пастушкой. Другая играет роль волка.

— Берегите овец! — кричит она. — Я волк, волк, волк, который их съест!

— А я пастуш... туш... тушка, которая тебе помешает, — отвечает пастушка, загораживая ему дорогу.

Волк старается поймать девочек, которые на конце, но пастушка делает такие быстрые движения, а с нею вместе и хвост, что волку поймать очень трудно. Если он одну поймает, то требует с неё фант, вдобавок исключает её из игры. Но девочка, которая видит, что вот сейчас её поймают, может убежать от волка, став во главе колонны и взяв на себя роль пастушки. Тогда волк, в свою очередь, должен стать на конец хвоста, а девочка, стоявшая там, занимает место волка.

Запуски

Это одна из самых весёлых и самых оживлённых игр, и было бы не худо, если бы вы играли в неё почаще.

Во-первых, выбирают двух начальников, которые разделяют играющих на две партии. Черта, проведенная посередине, означает границу между этими партиями. Положим, Миша, принадлежащий к левой партии, бежит к границе.

— Я запираю Виктора, — говорит он.

Виктор, который находится в другой партии, бежит к нему. Миша ударяет его три раза по руке и при третьем разе пускается бежать. Виктор бежит за ним и старается поймать его. Но кто-нибудь из левой партии, хоть, например, Петя, пускается за Виктором. Другой кто-нибудь из правой партии бежит за Петей и так далее, пока наконец все побегут, за исключением нескольких, которые остаются стеречь пленных.

Если кто-нибудь из бегущих поймает другого, он кричит: «Взял!» Все прочие останавливаются и возвращаются в свой лагерь. Пойманного отводят в противоположный лагерь, где он должен оставаться пленником до тех пор, пока не освободят его, то есть пока кто-то из играющих той же партии не тронет его рукой, не будучи, в свою очередь, захвачен караульными. Если есть несколько пленных — они держатся за руки, и тогда один играющий может освободить их всех.

Если бегущий видит, что его настигают, то может скрыться в свой лагерь, куда не проникают никакие преследования, и оттуда пуститься на своих же преследователей.

По настоящим правилам, партия должна кончиться, когда весь лагерь взят в плен другими. Но вы понимаете, что при возможности освобождать пленных одна партия могла бы продолжаться бесконечно, целый век!

В игре запуски по принуждению пленных не освобождают и она кончается раньше. Но неподвижность, к которой пленные приговорены после долгого бегания, не безопасна для здоровья: они могут схватить простуду, особенно, если на дворе свежо; и потому лучше играть в обыкновенную игру.

Изучить эти и другие игры и игрушки прошлого можно на выставке в Музее книги при Российской государственной библиотеке. Вход в Музей книги свободный, читательский билет не требуется.