Олег Кашин

5 January 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.

Либеральные критики существующих порядков, вероятно, сочтут нынешнюю афганскую годовщину очередным проявлением ползучей ресоветизации, советского реванша и чем-то ещё в этом роде. Но, скорее всего, не стоит связывать излишнюю бравурность торжеств с особенностями российской внутренней политики. Превращение очередной годовщины мрачной и трагической войны в локальный «день боевой славы» едва ли было инициировано какими-то кремлёвскими идеологами – скорее, наоборот, мы имеем дело с идеологической самоорганизацией в условиях, когда до идеологических символов (по крайней мере, применительно к афганской войне) никому нет дела. Инициаторы и исполнители нынешнего празднования – это сами «афганцы», точнее, то, что от них осталось по прошествии двадцати лет после окончания войны. Кто-то погиб, кто-то деклассировался, вернувшись на родину, кто-то, приняв ислам в плену, превратился в «мусульманина» из одноимённого фильма Владимира Хотиненко, кто-то не пережил бурной эпохи экономического клондайка для «афганцев». Те же, кто за эти двадцать лет сумел прожить новую жизнь, в основе которой лежал всё тот же Афганистан (а это относится и к громовскому «Боевому братству», и к Францу Клинцевичу из Госдумы, и даже к Иосифу Кобзону, в жизни которого Афганистан тоже сыграл свою роль) – их право праздновать свою годовщину вполне можно считать неотчуждаемым. Когда размыта не только идеология, но и социальная структура общества, начинается самоорганизация – и идеологическая, и корпоративная. В этом смысле афганская годовщина в том виде, в котором она отмечается у нас – это не эпизод политической истории страны, а день рождения не самой важной и многочисленной, но вполне влиятельной социальной группы.

Именно из таких обращённых в прошлое социальных групп, кажется, и состоит наше общество. Все оказываются бывшими членами почившего в бозе комсомола, ветеранами спецслужб распавшейся страны, участниками её тяжёлых войн. А в крайнем случае – одноклассниками по давно законченным школам и вузам. То, что это дробящееся и расползающееся во все стороны прошлое пока является наиболее прочной платформой для общественного объединения, наталкивает на многие вопросы, в том числе о том, какое настоящее и будущее мы сможем увидеть таким фасеточным зрением.

https://www.facebook.com/oleg.kashin/posts/10156904719638112