Через 500 лет звучит Viola Organista Леонардо

Viola Organista Леонардо да Винчи
Viola Organista Леонардо да Винчи
Viola Organista Леонардо да Винчи

Леонардо считал музыку вторым по значению видом искусства, уступающим только живописи. Он называл ее «figurazione delle cose invisibili», формированием невидимого.

Леонардо да Винчи был блестящим музыкантом, певцом, импровизатором.

Паоло Джовио, близкий современник Леонардо, встречавший его в Милане, писал:

«Он был знатоком и дивным изобретателем всяких прекрасных вещей, особенно годных для театральных представлений, и чудесно пел, аккомпанируя себе на лире. Когда он водил смычком по струнам лиры, то завораживал всех владык»[1].

Сами музыкальные произведения Леонардо не сохранились. Зато он сконструировал уникальные музыкальный инструменты. Первым из них была серебряная лира, которую придворный живописец Вазари поручил изготовить Леонардо в качестве подарка герцогу Лодовико Моро в Милан.

Леонардо экспериментировал с разными музыкальными инструментами. Он исследовал высоту и тональность звуков, производимых колоколами, барабанами или струнами, изобретал новые инструменты.

Самым интересным и сложным стал гибрид виолончели и органа — Viola organista. В этом инструменте Леонардо попытался объединить множество нот и аккордов, какие можно извлечь при помощи клавиатуры, с теми тембрами и оттенками, какие рождает струнный инструмент. Зарисовки Viola organista занимают 10 листов Атлантического кодекса и записных книжек (1488-1489).

К 500-летию памяти Леонардо да Винчи создан полный интерактивный обзор «Атлантического кодекса» (любимая миланская Библиотека Амброзиана). Вы можете проследить движение мысли Леонардо.

Страницы "Атлантического кодекса":  Codex Atl., 34r-b, 213v-a, 218r-c; Paris Ms. H, 28r, 28v, 45v, 46r, 104v; Paris Ms. B, 50v; Codex Madrid, 2:76r.
Страницы "Атлантического кодекса": Codex Atl., 34r-b, 213v-a, 218r-c; Paris Ms. H, 28r, 28v, 45v, 46r, 104v; Paris Ms. B, 50v; Codex Madrid, 2:76r.
Страницы "Атлантического кодекса": Codex Atl., 34r-b, 213v-a, 218r-c; Paris Ms. H, 28r, 28v, 45v, 46r, 104v; Paris Ms. B, 50v; Codex Madrid, 2:76r.

Польскому пианисту и дизайнеру Славомиру Зубрыскому в 2012 году удалось воссоздать по чертежам ученого необычный музыкальный инструмент, который сочетал в себе пианино и виолончель. На создание этого шедевра ему понадобилось около 4 лет.

Славомир Зубжицки и Viola Organista
Славомир Зубжицки и Viola Organista
Славомир Зубжицки и Viola Organista

Славомир Зубжицки утверждает, что Леонардо «разработал идеальный инструмент».

Сайт «Viola Organista»

Богатая сложность звука передает свечение картин Леонардо – мягкое музыкальное sfumato. Действительно, звучит потрясающе!

Удовольствия от музыки Леонардо :).

[1] Vasari; Anonimo Gaddiano; Emanuel Winternitz, Leonardo da Vinci as a Musician (Yale, 1982), 39; Emanuel Winternitz, «Musical Instruments in the Madrid Notebooks of Leonardo da Vinci», Metropolitan Museum Journal 2 (1969), 115; Emanuel Winternitz, «Leonardo and Music», in Reti, Unknown, 110.