Примеряем на себя

13 February 2020

Леонардо да Винчи репетировал и заранее «примерял» самые разные ситуации. На балах у герцога Сфорца он был блестящим собеседником, галантным кавалером, дипломатичным придворным, остроумным «диджеем», необычным музыкантом, рассказывателем историй и загадок, ведущим интеллектуальной полемики, победителем диспутов, изобретательным фокусником, арт-директором, сценаристом, режиссером и оформителем театральных праздников, законодателем мод и даже… поваром.

«Он был так обворожителен в беседе, что привлекал к себе человеческие души».
«Обаятельным видом своим, который был в высшей степени прекрасен, он вносил свет во всякую печальную душу».
Джорджо Вазари. «Жизнеописание Леонардо да Винчи, флорентийского живописца и скульптора»[1].

«Он был очень дружелюбен, щепетилен и щедр, лицо его всегда светилось радостью и весельем. Всех поражал его дар изобретательства, а еще он выступал арбитром во всем, что касалось красоты и изящества, особенно в устроении празднеств».
Паоло Джовио, близкий современник Леонардо[2].

Леонардо любил красивую, яркую, выделяющую его из самой изысканной толпы одежду. «в розовых плащах, доходивших ему лишь до колена, тогда как другие носили более длинную одежду». Во второй половине жизни он отпустил длинную бороду, «доходившую ему до середины груди, хорошо одевался и завивал волосы» (Anonimo Gaddiano[3]).

Более того, в рукописях Леонардо есть парфюмерные рецепты и описание составов для окраски волос.

"Портрет Леонардо да Винчи в молодости". Литография. 1820-1830-е гг. Гравер H. C. Selous. В подписи указано, что гравюра выполнена по оригинальному автопортрету да Винчи, однако этот образец ныне неизвестен.
"Портрет Леонардо да Винчи в молодости". Литография. 1820-1830-е гг. Гравер H. C. Selous. В подписи указано, что гравюра выполнена по оригинальному автопортрету да Винчи, однако этот образец ныне неизвестен.
"Портрет Леонардо да Винчи в молодости". Литография. 1820-1830-е гг. Гравер H. C. Selous. В подписи указано, что гравюра выполнена по оригинальному автопортрету да Винчи, однако этот образец ныне неизвестен.

Каждое предстоящее событие Леонардо заранее прописывал в блокнотах, готовил реплики, мини-речи, даже ответы на предполагаемые вопросы. Соответствие манеры поведения, костюма, даже интонации обдумывались и репетировались.

Для Леонардо жизнь при дворе Сфорца была опытом примерки на себя новых ролей. Он брал пример с пользующихся авторитетом придворных, быстро учился приемам и готовился. Особое внимание Леонардо уделял своей безупречности в каждой роли и способам вызвать состояние удивления у зрителей, собеседников.

Леонардо можно назвать первым профессиональным мастером публичной самопрезентации.

Успешный медийный человек бессознательно использует те же стратегии, основанные на четких нейробиологических законах. Нам помогают зеркальные нейроны, позволяющие делать «примерку» любого образа и вживаться в него. Оттачивая свое поведение, мы репетируем определенный нейрогормональный сценарий в разных вариациях, составляем программу реакций.

Главная опора в тренировках – вызов необходимого состояния. Именно состояние транслируется и воспринимается всеми людьми.

Вспомним опыт предыдущей практики «С точки зрения индейца». То же состояние, почти те же шаги, но уже для развития навыков качественной коммуникации. Они нужны всегда. Интересно, что и с самими собой мы начинаем общаться полнее, с удовольствием, грамотно.

Вы любите примерки одежды в магазине? Я нет. Но вот представьте себе: вы читаете одну из любимых книг. Читатель всегда «примеряет» на себя судьбы, ситуации и мысли. Иначе зачем же читать? Мы о пользе «примерок» поведения.

Возьмите любую ситуацию, в которой вам хочется быть естественным с наилучшим результатом. Например, внушительно сказать «Нет», без лишних слов продемонстрировать «Я - душа энтузиазма», «Я загадочен - любите», «Я - победитовое сверло»… Выбираем любую задачу и интересные качества.

Расслабимся и вспоминаем. Кто отлично справится с задачей? Какой человек, известная личность, персонаж? Кем мне побыть? Особенно важны персонажи, понравившиеся в детстве. Почему тебе хотелось быть похожим на Арагорна? Или на гордую Джейн Эйр? Сделаем первую примерку. Время идет, предпочтения меняются. Меня часто ассоциируют с Гэндальфом. Примеряю. Нет, нет. Все-таки я - Арагорн. Примеряю любимого Штольца. Увы, все же я больше Обломов.

Ситуация требует особых качеств! Итак, жесткие переговоры и четкое «Нет». Арагорн их проведет в своем стиле, конечно, но… прямо неловко тревожить по пустякам :).

А теперь практика!

Устроим кастинг. Выберите лучшего «актера». Максимально четко представьте ситуацию и его поведение. Мне нужна весомая твердость для жестких переговоров. Кто это делает отлично? О! Стивен Сигал, да еще и его дедушка с бабушкой родом из Петербурга. Итак, для себя я выбрала Стивена Сигала, супер-мастер айкидо и пр., помните по фильмам.

В пространстве наметьте зону, где будет происходить действие, – и на некотором расстоянии место для актера. Хорошо представьте его образ, вплоть до одежды. Поздоровайтесь и озвучьте задачу. Просмотрите варианты поведения актера, выберите лучший.

Помещаем актера в нашу ситуацию и корректируем. Если все устраивает, работаем дальше. Сигал был спокоен, грозен, молчалив.

Встаньте, перейдите в позицию актера. Ощутите все тонкости состояния. Как это – быть ИМ? Быть Сигалом - такой спокойной силой, которой и говорить не нужно. Побудьте в образе, подвигайтесь, посмотрите на ситуацию со стороны. Надо ее решить!

Steve Eichner / Getty Images. Источник: https://www.gq.com
Steve Eichner / Getty Images. Источник: https://www.gq.com
Steve Eichner / Getty Images. Источник: https://www.gq.com

Входим в ситуацию. Решаем. Если результат нужно улучшить, корректируем снова и снова.

Будьте тщательны, это важная гормональная репетиция! Включается все тело и обеспечивает лучший стиль поведения.

Если ситуация серьезна, мысленно повторяем перед сном. Вы поразитесь результатам.

Чем кончилось у меня с Сигалом? Вошла, точнее, «я-он» вошел. Оппонент: «Елена, я по глазам вижу – «нет». Что вы предлагаете?». Спокойно обсудили. Я была немногословной. Тяжелее всего было представить себя такой большой, но меня реально было безмолвно-много.

Кроме результата эта практика даст силу личной упругости и разнообразия самопроявлений.

Хотя речь шла не о примерке платья, можно сделать и эту практику – пойти и позабавиться изображением в зеркале, новыми образами. Снимает напряжение важности.

ВАША ПРАКТИКА

1. Каким героем вам нравится быть? Припомните свои детские симпатии. Кто из литературных героев, персонажей мультфильмов или кино вам нравился? Побудьте некоторое время «в шкурке» героя. Наше выражение «побыть в чужой шкуре», на мой взгляд, больше подходит к практике, чем «прогулка в чужих мокасинах». Больше погружения в тело. Индеец всем своим сознанием идет по земле, но у нас пусть дышит все тело.

2. Гормональная репетиция. Запишите в таблицу минимум 5-7 ситуаций, в которых вам хочется вести себя интересно и с красивым результатом. Какие качества лично вам необходимы?

Устройте кастинг персонажей и подберите самых впечатляющих.

Пример:

Ситуация / Качества / Персонаж

Назревающий конфликт / Спокойная уверенность / Гендальф

Вечеринка с незнакомцами / Раскованность / Андрей Миронов

«Вторничные встречи» с журналистами и инвесторами / Спонтанность с убедительностью / Остап Бендер (в исполнении Гомиашвили)

Доказательство своей точки зрения / Аргументированность, живость, убедительность / Стив Джобс

Профессиональная репутация / Профессионализм и глубина / Юнг

Беседа с мамой (мужем) / ____________________ / __________________

Воспитательный процесс с ребенком после «2» в дневнике /________ / _______

Составьте свой список. Выписывайте самые злободневные темы и качества. Чем быстрее вы ощутите результат, тем прочнее он закрепится в нейронной сети.

Проиграйте ситуации, получите нужный результат и запишите его в рабочем блокноте.

Если практика понравилась, порепетируйте перед сном. Могут появиться новые интересные решения.

Выбирайте, примеряйте, расширяйте гибкость спектра поведения с удовольствием!

[1] По изд.: Джиорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Том III. М. Искусство. 1970. http://facetia.ru/node/2006

[2] Paolo Giovio, «A Life of Leonardo,» c. 1527, in Notebooks / J. P. Richter, revised edition of 1939, 1:2.

[3] Anonimo Gaddiano = The Anonimo Gaddiano или Anonimo Magliabecchiano, в «Life of Leonardo», Ludwig Goldscheider, Leonardo da Vinci: Life and Work (Phaidon, 1959)

Полезные материалы:

Зачем?! Прелесть «бесполезности»

Избыточное научение полезно

Работа с информацией по Леонардо. 1. Избыточность.

5 способов взбодрить мозг и настроение

ДОФАМИН - ПОМОЩНИК. ПРАКТИКА (1)

ЧАШИ ВДОХНОВЕНИЯ

Продолжение ПРАКТИК в следующих выпусках, подписывайтесь, дорогие друзья, задавайте вопросы! С удовольствием отвечу.