4761 subscriber

Авиапарк России. На чём летали? На чём будем летать?

5,2k full reads
7,7k story viewsUnique page visitors
5,2k read the story to the endThat's 67% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Из-за коронавирусного безумия авиация России подошла к точке перелома тенденции постоянного роста. Схлопывание туристического рынка заставит авиакомпании России, прежде всего чартерные, сокращать свой авиапарк. По нашим оценкам, к концу 2020 года, парк российских авиакомпаний сократится от 15% (оптимистичный прогноз) до 35% (пессимистичный прогноз). Это касается количества самолётов в российской пассажирской авиации. В располагаемых креслах сокращение будет ещё больше на 5-10%, так как выводиться будут в первую очередь большие дальнемагистральные самолёты.

ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ проанализировал состав авиапарка России, и представляет вашему вниманию текущее положение накануне кризиса, а также свои прогнозные оценки относительно возможного его состояния на ближайшие 5 лет.

Методика составления рейтинга

В расчёт принимались самолёты вместимостью более 15 пассажиров, выполнявшие пассажирские рейсы в 2020 году. Самолёты на хранении, вертолёты, транспортные, ведомственные и бизнес-самолёты в рейтинг не входят.

1. Европа, Эйрбас (Airbus) + АТР (ATR)

Летали в 2020 году: 332 самолёта

Уральские авиалинии долгое время ставили на Эйрбас, и вдруг неожиданно вляпались в сделку по покупке проблемного Боинга 737 MAX
Уральские авиалинии долгое время ставили на Эйрбас, и вдруг неожиданно вляпались в сделку по покупке проблемного Боинга 737 MAX
Уральские авиалинии долгое время ставили на Эйрбас, и вдруг неожиданно вляпались в сделку по покупке проблемного Боинга 737 MAX

В России эксплуатируются следующие типы Эйрбаса и его дочерней компании АТР:

  • А-319 - 48 бортов;
  • А-320 - 156 бортов;
  • А-321 - 83 борта;
  • А-330 - 19 бортов;
  • А-350 - 1 борт;
  • АТР-42 - 8 бортов;
  • АТР-72 - 17 бортов.

Доля европейского авиапроизводителя на рынке России составляет 33,4%. Его продукцию эксплуатируют 11 российских авиакомпаний. Крупнейшие эксплуатанты - Аэрофлот, С7 и Уральские авиалинии.

Перспективы развития в России до 2025 года: По нашему мнению, доля Эйрбаса в России вырастет до 40-45%. В основном, за счёт сокращения доли Боинга. Аналогично будет развиваться ситуация и в мире. Компания располагает сбалансированной линейкой современных самолётов во всех рыночных нишах.

2. США, Боинг (Boeing)

Летали в 2020 году: 313 самолётов

ЮТэйр, самый горячий в России поклонник старых Боингов 737, с 2018 года балансирует на грани банкротства
ЮТэйр, самый горячий в России поклонник старых Боингов 737, с 2018 года балансирует на грани банкротства
ЮТэйр, самый горячий в России поклонник старых Боингов 737, с 2018 года балансирует на грани банкротства

В России эксплуатируются следующие типы Боинга:

  • Б-737 - 216 бортов;
  • Б-747 - 9 бортов;
  • Б-757 - 20 бортов;
  • Б-767 - 23 борта;
  • Б-777 - 45 бортов.

Доля Боинга на российском рынке составляет 31,5%. Самолёты американского авиапроизводителя используют 15 российских авиакомпаний. Крупнейшие парки Боингов у Аэрофлота, ЮТэйр и Победы.

Перспективы развития в России до 2025 года: Боинг безусловно будет сопротивляться, но нам представляется, что Боингозамещение должно стать основным трендом на ближайшие 10 лет и в России и в мире. Собственно, процесс вытеснения Боинга Эйрбасом в мире уже идёт. В России его можно и нужно подкрепить на государственном уровне. В ответ на санкции против самолёта МС-21 и запрета на поставки Суперджетов в Иран Правительству России пора приступить к ответным действиям. В общем и целом, Боингу нечего предъявить рынку кроме дальнемагистральных моделей 777 и 787. Б-777 к тому же не очень удачно проходит смену поколений и сертификацию. России эти самолёты в ближайшие годы не особо нужны, российские авиакомпании их не заказывают. Опасный Б-737 MAX вообще следует запретить к эксплуатации в России, если он когда-нибудь вернётся в небо. Доля Боинга в России будет неуклонно падать, и через 5 лет снизится до 10-15%.

3. Отечественные (СССР + Россия)

Летали в 2020 году: 269 самолётов

Будущее российской авиации за отечественными самолётами
Будущее российской авиации за отечественными самолётами
Будущее российской авиации за отечественными самолётами

В России эксплуатируются следующие отечественные типы самолётов:

  • Ан-24/Ан-26 - 74 борта;
  • Ан-28/Ан-38 - 8 бортов;
  • Ан-74 - 6 бортов;
  • Ан-148 - 5 бортов;
  • Ту-154 - 1 борт;
  • Як-40 - 8 бортов;
  • Як-42 - 21 борт;
  • Суперджет 100 - 105 бортов;
  • Л-410 - 41 борт.

Доля отечественных самолётов на российском рынке составляет 27,1%. Наши самолёты эксплуатируют 20 российских авиакомпаний. Крупнейшими эксплуатантами российской техники являются Аэрофлот, Ямал и Азимут. Больше всего советской авиатехники остаётся у авиакомпаний ЮТэйр, Полярные авиалинии и КрасАвиа.

Перспективы развития в России до 2025 года: Программа возрождения отечественного авиастроения медленно, но верно набирает обороты. Об этом чётко говорят американские санкции против МС-21 и Суперджета. К моменту выхода из кризиса в 2022 году ОАК будет располагать полноценной сертифицированной линейкой современных самолётов - Ил-114, Суперджет 100, МС-21. К 2025 году к ним добавится российско-китайский дальнемагистральный самолёт CR929. Нишу для местных авиаперевозок закрывает некогда чешский, а теперь фактически российский Л-410. У компании российские владельцы, а его производство перенесено на Уральский завод гражданской авиации. Учитывая всё вышеизложенное, при грамотной реализации имеющегося потенциала самолёты российского производства смогут заместить советские и отдельные типы иностранных самолётов. В итоге, к 2025 году доля отечественных самолётов в России может вырасти до 40-50%.

4. Канада, Бомбардье (Bombardier)

Летали в 2020 году: 57 самолётов

Руслайн летает по России на 18 "сержиках". Многим из них уже по 20 лет. Авиакомпании стоит задуматься о переходе на Суперджеты.
Руслайн летает по России на 18 "сержиках". Многим из них уже по 20 лет. Авиакомпании стоит задуматься о переходе на Суперджеты.
Руслайн летает по России на 18 "сержиках". Многим из них уже по 20 лет. Авиакомпании стоит задуматься о переходе на Суперджеты.

В России эксплуатируются следующие типы Бомбардье:

  • CRJ-100/200 - 42 борта;
  • DHC-6 Twin Otter - 3 борта;
  • DHC-8 Q-200/300/400 - 12 бортов.

Доля Бомбардье в России составляет 5,7%. Канадские самолёты в России эксплуатируют 7 авиакомпаний. Наибольшей популярностью техника Бомбардье пользуется у РусЛайна, Авроры и Ямала.

Перспективы развития в России до 2025 года: Политически мотивированный отказ от сотрудничества с Россией дорого обошёлся Бомбардье. В 2020 году канадская компания окончательно уходит с рынка коммерческих самолётов, не справившись с давлением со стороны ближайшего "партнёра" США. На российском рынке через 5 лет доля компании будет стремиться к нулю. Самолёты серий CRJ и Q заменят российские Суперджет и Ил-114.

5. Бразилия, Эмбраер (Embraer)

Летали в 2020 году: 23 самолёта

С7 получил 17 самолётов Е-170, ранее летавших в США на региональных маршрутах
С7 получил 17 самолётов Е-170, ранее летавших в США на региональных маршрутах
С7 получил 17 самолётов Е-170, ранее летавших в США на региональных маршрутах

В России эксплуатируются следующие типы бразильского авиапроизводителя:

  • Е-170 - 17 бортов;
  • Е-190 - 6 бортов.

Эмбраер в России занимает самую скромную долю в 2,3%. Самолёты Е-170 эксплуатирует С7, Е-190 - чартерный перевозчик ИКАР (Пегас Флай).

Перспективы развития в России до 2025 года: После срыва сделки по поглощению Эмбраера Боингом, особых перспектив развития у бразильцев в России нет. Самолёты Эмбраер являются прямым конкурентом Суперджета. Подержанные Эмбраеры, эксплуатируемые сейчас, в течение 5 лет уйдут с рынка, и бразильская доля на российском рынке будет незаметна, как и в ситуации с канадцами.

Всего авиапарк России на 1 апреля 2020 года состоял из 994 самолётов.

ТОП 10 наших статей в 2020 году по мнению читателей:

Боингозамещение в России. Процесс запущен

Крупнейшие авиакомпании мира 2020. Итоги 1-го квартала

Топ 25 крупнейших авиакомпаний Евразии 2019

Топ 25 авиакомпаний России за 1-й квартал 2020 года

Почему американские авиакомпании не верят в Боинг?

Новый российский самолёт МС-21. Состояние проекта на начало 2020 года

Самолёт Л-410. Уже наш или ещё чешский?

Самые популярные в мире самолёты с 4 двигателями

Авиапарк России. На чём летали? На чём будем летать?

Кто и как распространяет ложь про российские самолёты