4801 subscriber

Цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи авиаторы!

694 full reads
1,8k story viewsUnique page visitors
694 read the story to the endThat's 37% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

13 мая Президент России Владимир Путин провёл очень важное совещание по вопросам развития и поддержки авиапрома и авиации в целом. Хочется надеяться, что это совещание станет отправной точкой для реального возрождения отечественной авиатранспортной отрасли.

Разбираемся в итогах совещания, и в будущем будем внимательно отслеживать происходящие изменения по выполнению поставленных задач и достижению заявленных целей. Президент специально поднял вопрос об исполнительской дисциплине:

Мы регулярно проводим отраслевые совещания, но важно, чтобы все мероприятия, которые мы задумываем, все мероприятия, которые мы планируем, вовремя и в полном объёме осуществлялись.
Владимир Путин поставил новые цели и задачи для авиации России
Владимир Путин поставил новые цели и задачи для авиации России
Владимир Путин поставил новые цели и задачи для авиации России

Цели для российской авиации

1. Обеспечение надёжного, качественного и безопасного авиасообщения в России

При этом важно, чтобы отрасль видела перспективы развития, своего дальнейшего роста.

Для достижения этой цели Правительству стоит подумать о возрождении на новом современном уровне модели управления отраслью, реализованной ранее в МГА СССР.

2. Развитие отечественного авиастроения

Россия – в числе тех, кстати, немногих стран мира, которые способны выпускать всю линейку военных и гражданских самолётов и вертолётов. Это реальное огромное конкурентное преимущество, воплощение потенциала нашей промышленности, экономики, науки и образования.
Отечественные воздушные суда по многим своим характеристикам на равных конкурируют с иностранными аналогами, с лидерами мирового рынка, а, кстати говоря, по некоторым – по боевой авиации – намного превосходят их.

Количественные параметры, установленные для этой цели - к 2024 году обеспечить выпуск более 100 новых гражданских самолётов в год, в том числе 72 МС-21, 30 Суперджетов, 12 Ил-114.

3. Развитие региональной авиации, поддержание прямого авиасообщения между субъектами Федерации, минуя Московский авиационный узел

Делаем это прежде всего в интересах граждан, пассажиров, потому что летать напрямую, без пересадок, быстрее, удобнее и, понятное дело, дешевле.

Задачи для достижения целей

1. Загрузить заказами наши авиастроительные заводы, повысить спрос на российские самолёты

Это даст стимул для создания рабочих мест, модернизации производств, освоения новых моделей воздушных судов.

С учётом всей цепочки смежников с авиастроением прямо или косвенно связаны 3 миллиона человек.

2. Запустить новую программу поддержки лизинга и эксплуатации российских воздушных судов

Для этого на 2020–2021 годы предоставить лизинговым компаниям государственные гарантии, а также выделить субсидии для снижения стоимости лётного часа российских самолётов. По оценкам, такая программа только за два первых года позволит обеспечить выпуск 59 новых гражданских самолётов на наших заводах.
При этом важно сделать сам механизм субсидирования лизинга более простым и оперативным для перевозчиков и производителей самолётов, в том числе привязать получение субсидии к покупке конкретного борта. Иными словами, деньги должны следовать за самолётом.

3. Увеличить госзакупки российской авиатехники для поддержания спроса

Это универсальная и эффективная мера, мы её используем для поддержки автопрома, других отраслей промышленности, инфраструктурной стройки. И конечно, она востребована в авиапроме, может быть, даже больше, чем в других отраслях.
У нас в рамках реализации национальных проектов, госпрограмм запланированы закупки авиационной техники. Предлагаю сдвинуть их, что называется, «влево» по графику, осуществить опережающим образом, для того чтобы обеспечить загрузкой наши предприятия именно сейчас, в трудное для них время.

Госзакупки иностранной авиатехники уже запрещены Постановлением Правительства №616 от 30 апреля 2020 года. Минздрав, Специальный лётный отряд "Россия" и отдельные регионы, ранее допускавшие такие закупки, теперь этого делать не смогут.

4. Создание дальневосточной авиакомпании с российскими самолётами

Также напомню о решении, принятом в декабре прошлого года: тогда я просил подготовить предложения по созданию специальной авиакомпании, флот которой будет состоять из отечественных воздушных судов и обслуживать пассажиров, грузы на Дальнем Востоке страны, включая труднодоступные районы. Хотелось бы сегодня услышать, в какой стадии находится выполнение этого поручения, что уже сделано.

Вице-премьер Юрий Борисов, курирующий в Правительстве вопросы развития авиапрома, уточнил некоторые подробности.

До 2024 года эта компания должна приобрести до 60 самолетов Суперджет и 16 самолетов МС-21. Одновременно в этой компании будет отрабатываться новая, скажем так, эталонная модель организации сервиса и ремонта. Для того чтобы не было больше нареканий, что российские самолеты уступают западным.

Похоже, что это будет не Аврора, как предполагалось ранее. Шанс вернуть себе звание самой патриотичной авиакомпании получит Ред Вингс.

Ред Вингс снова будет летать на российских самолётах. Пора уже и название сменить на русскоязычное
Ред Вингс снова будет летать на российских самолётах. Пора уже и название сменить на русскоязычное
Ред Вингс снова будет летать на российских самолётах. Пора уже и название сменить на русскоязычное

По тому же пути идёт сейчас и Китай. 26 февраля 2020 года China Eastern зарегистрировала дочернюю авиакомпанию One Two Three Airlines (OTT Airlines), которая будет эксплуатировать только китайские самолёты C919 и ARJ21.

Что уже делается или сделано

  1. На поддержку российских авиакомпаний выделена экстренная финансовая помощь в размере 23 миллиарда рублей.
  2. На неотложные нужды и поддержку российских аэропортов выделено 11 миллиардов рублей.
  3. На субсидирование региональных рейсов в обход Москвы ежегодно выделяется около 8 миллиардов рублей. Дополнительные субсидии выделяют и сами регионы.
Надо внимательно посмотреть, есть ли возможности по увеличению программы. Кроме того, нужно донастроить этот механизм, сделать так, чтобы поддержка в приоритетном порядке оказывалась тем маршрутам, где эксплуатируются российские самолёты.

4. Выпущено 200 самолётов Сухой Суперджет 100. Проводится работа по модернизации и импортозамещению агрегатов и систем самолёта. Причём, по заявлению вице-премьера Юрия Борисова, работа будет ускорена.

Сроки реализации мероприятий по импортозамещению на самолёте «Сухой Суперджет» изменены с 2024 на 2023 год.
Проект Суперджет 100 развивается несмотря ни на что
Проект Суперджет 100 развивается несмотря ни на что
Проект Суперджет 100 развивается несмотря ни на что

5. Готовится к серийному выпуску среднемагистральный перспективный самолёт МС-21.

Возможности российского авиапрома позволяют работать над новыми, перспективными моделями. Прежде всего имею в виду среднемагистральный гражданский самолёт МС‑21, который сейчас проходит лётные испытания. По-моему, уже свыше трёхсот полётов совершено, это практически треть от того, что нужно.

Из приведённой цитаты Президента, по нашему мнению, явно следует, что претензии Росавиации, предъявленные недавно к процессу сертификации МС-21, необоснованны.

МС-21 проходит сертификацию по плану
МС-21 проходит сертификацию по плану
МС-21 проходит сертификацию по плану

6. Готовится к сертификации модернизированный региональный турбовинтовой самолёт Ил-114. Производство перенесено из Ташкента (Узбекистан) в Россию.

7. Производство самолётов для местных авиалиний Л-410 перенесено из Чехии в Россию.

8. В плановом порядке продвигается процесс разработки российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929.

9. Проводится программа финансового оздоровления ОАК. По словам Юрия Борисова:

Реализация программы обеспечит завершение инвестиционной стадии текущих авиационных программ и позволит перейти к наращиванию серийного производства новых самолётов, создать стабильные условия для развития перспективных программ в гражданской и военной авиации. Программа предусматривает наращивание производственных возможностей ОАК по выпуску самолётов МС‑21, Ил‑114 и других.
Менеджмент корпорации будет нести персональную ответственность за выполнение основных параметров программы.

Что ещё можно сделать

  1. Запустить процесс Боингозамещения. Эта тенденция уже явно проявляется в Китае и в мире в целом. России также пора подключаться к этому процессу. Отзыв российского сертификата "опасного" самолёта Боинг-737 MAX должен стать адекватным ответом на американские санкции против самолёта МС-21. Авиакомпании Победа на этом фоне стоит задуматься о смене основного типа.
Старым бобикам пора уступать место российским самолётам
Старым бобикам пора уступать место российским самолётам
Старым бобикам пора уступать место российским самолётам

2. Завершить процесс выбора самолёта на замену Ан-2 и запустить его массовое производство.

Самолёт Байкал с композитным крылом вполне может стать одним из вариантов. Но ему нужен российский двигатель.
Самолёт Байкал с композитным крылом вполне может стать одним из вариантов. Но ему нужен российский двигатель.
Самолёт Байкал с композитным крылом вполне может стать одним из вариантов. Но ему нужен российский двигатель.

Читайте другие наши популярные рейтинги:

Топ 25 крупнейших авиакомпаний Евразии

Топ 25 авиакомпаний России за 1-й квартал 2020 года

Крупнейшие авиакомпании мира 2020. Итоги 1-го квартала

Крупнейшие авиапроизводители мира 2019

Топ 10 крупнейших авиакомпаний мира 2019

Самые популярные в мире самолёты с тремя двигателями

Самые популярные в мире самолёты с 4 двигателями

Авиапарк России. На чём летали? На чём будем летать?