9041 subscriber

Крупнейшие авиапроизводители мира. Итоги 2019. Прогнозы 2020

3,3k full reads

2019 год стал первым годом, который серьёзно поменял расклад сил среди крупнейших мировых авиапроизводителей. Сейчас уже очевидно, что из-за коронавируса серьёзные изменения продолжатся и в 2020 году. Из приведённого ниже списка в текущем году точно исчезнет один, а возможно и два производителя. Вместо них к мировой авиационной элите присоединится японский Мицубиси. Распределение мест с 3-го по 8-е также обязательно изменится по итогам текущего года. А пока рассмотрим подробнее итоги 2019 года.

1. Эйрбас (Airbus), Европа

Поставлено заказчикам: 863 самолёта

Изменение к 2018 году: +8% (+63 самолёта)

Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: +768 самолётов

Невыполненные заказы на начало 2020 года: 7482 самолёта

Прогноз развития на 2020 год: негативный

Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: позитивный

Самолёт А-350 на авиасалоне МАКС-2019
Самолёт А-350 на авиасалоне МАКС-2019

Европейский авиапроизводитель установил в 2019 году новый мировой рекорд поставок гражданских самолётов. Производитель подошёл практически к пределу своих производственных возможностей по большинству типов самолётов. До осени 2020 года Эйрбас намерен выполнить оставшиеся заказы на А-380, после чего освободившиеся цеха в Тулузе будут перепрофилированы под производство А-321, с производством которого из-за резко возросшего спроса уже не справляется завод в Гамбурге. В связи с запуском линии по сборке А-220 в США увеличатся также поставки этой модели. По самолётам А-330 и А-350 серьёзного роста поставок не ожидается. Подробности поставок за 2019 год можно прочитать тут.

Влияние коронавируса на компанию: Эйрбас на прошлой неделе приостанавливал на 4 дня заводы во Франции и Испании для проведения тестов сотрудников. На 3 недели остановлены заводы по производству крыльев в Великобритании и Германии. С 30 марта по 9 апреля остановлены заводы в Испании. Завод в Китае восстановил работу, по заводу в США данных нет. Компания отменила выплату дивидендов на 1,4 млрд. евро и зарезервировала для уменьшения последствий кризиса сумму в 30 млрд. евро. Отдельные заказчики ведут переговоры с компанией об отсрочках поставок. Массовых отмен пока не наблюдается.

2. Боинг (Boeing), США

Поставлено заказчикам: 340 самолётов

Изменение к 2018 году: -56% (-438 самолётов)

Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: -87 самолётов

Невыполненные заказы на начало 2020 года: 5519 самолётов

Прогноз развития на 2020 год: негативный

Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: негативный

На авиасалоне МАКС-2019 Боинг демонстрировал только модели
На авиасалоне МАКС-2019 Боинг демонстрировал только модели

Американский авиапроизводитель уже 1,5 года находится в глубоком кризисе после 2-х катастроф самолётов Б-737 MAX. Спрос падает на все типы самолётов в линейке Боинга. В январе остановлено производство самой массовой модели Б-737. Темпы выпуска остальных типов планомерно снижаются. Заказы также не растут, а только сокращаются уже более года. Особых перспектив на текущий год у Боинга не было и раньше, теперь же ситуация усугубляется с каждой неделей. Из-за торговой войны с Эйрбасом подвисла в воздухе сделка по поглощению бразильского Эмбраера. Нет свободных средств для закрытия сделки и у самого Боинга. Подробности поставок Боинга за 2019 год можно изучить тут.

Влияние коронавируса на компанию: 2 крупнейших завода Боинга в США (Рентон и Эверетт, которые обеспечивают 80% производства) с 25 марта остановили свою работу на 2 недели. Срок почти наверняка будет продлён, так как ситуация в Штатах находится на начальной стадии и развивается по экспоненте, даже хуже чем в Китае и Италии.

3. Эмбраер (Embraer), Бразилия

Поставлено заказчикам: 89 самолётов

Изменение к 2018 году: -1% (-1 самолёт)

Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: -30 самолётов

Невыполненные заказы на начало 2020 года: 338 самолётов

Прогноз развития на 2020 год: негативный

Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: негативный

На авиасалоне МАКС-2019 Эмбраер показал самолёт Е-195-Е2
На авиасалоне МАКС-2019 Эмбраер показал самолёт Е-195-Е2

Бразильский авиапроизводитель последние годы роста не демонстрирует. После продажи канадским Бомбардье Эйрбасу проекта самолёта А-220 (бывший CSeries), Эмбраер согласился на своё фактическое поглощение Боингом за сумму менее 5 млрд. долларов. Сделка должна была закрыться в 2019 году, но затянулась из-за неодобрения Европейскими властями. В текущей финансовой ситуации Боингу похоже вообще не до этой сделки. Выживать и Боингу, и Эмбраеру прийдётся в одиночку.

Влияние коронавируса на компанию: Об остановке производства компания пока не сообщала, но подтвердила что начала получать заявки от авиакомпаний об отсрочке поставок заказанных самолётов на несколько месяцев.

4. АТР (ATR), Франция-Италия

Поставлено заказчикам: 68 самолётов

Изменение к 2018 году: -11% (-8 самолётов)

Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: +79 самолётов

Невыполненные заказы на начало 2020 года: нет данных

Прогноз развития на 2020 год: негативный

Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: стабильный

На региональный АТR-72 приходится 75% всех заказов
На региональный АТR-72 приходится 75% всех заказов

В 2020 году франко-итальянская дочка Эйрбаса, выпускающая региональные турбовинтовые самолёты, впервые не опубликовала официальную статистику по поставкам за прошедший год. Особого роста компания не показывает, но является главным выгодоприобретателем от кризиса, в котором уже 5 лет находится его главный конкурент Бомбардье.

Влияние коронавируса на компанию: 19 марта ATR сообщила о закрытии своих заводов во Франции и переводе сотрудников на удалённую работу.

5. Бомбардье (Bombardier), Канада

Поставлено заказчикам: 33 самолёта

Изменение к 2018 году: -6% (-2 самолёта)

Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: -25 самолётов

Невыполненные заказы на начало 2020 года: 20 самолётов

Прогноз развития на 2020 год: негативный

Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: отсутствует, в связи с ликвидацией подразделения коммерческих самолётов

Бомбардье в 2020 году осталось выпустить 20 самолётов CRJ и уйти с авиарынка
Бомбардье в 2020 году осталось выпустить 20 самолётов CRJ и уйти с авиарынка

Канадский авиапроизводитель уже долгое время находится в кризисе, который усугубился после политически мотивированного отказа от сотрудничества с российской ОАК и введения драконовских пошлин со стороны США на перспективные самолёты CSeries. В итоге с 2018 года компания сворачивает свою деятельность на рынке коммерческих самолётов и занимается продажей активов. В 2018 году контроль над программой CSeries (сейчас А-220) был продан Эйрбасу за символический 1 евро. В 2019 году Бомбардье договорился с Эйрбасом о досрочном выходе из СП в проекте А-220 и продаже своей доли за 531 миллион долларов. Также в 2019 году производство турбовинтовых самолётов Q400 продано канадской компании De Havilland Aircraft of Canada за 800 миллионов долларов. Летом 2020 года распродажа завершится закрытием сделки с японской Mitsubishi Heavy Industries на продажу программы региональных реактивных самолётов серии CRJ за 550 миллионов долларов.

Влияние коронавируса на компанию: Заводы компании остановлены с 25 марта по 26 апреля.

6. COMAC, Китай

Поставлено заказчикам: 12 самолётов (неофициальные данные)

Изменение к 2018 году: +100% (+6 самолётов)

Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: нет данных

Невыполненные заказы на начало 2020 года: нет данных

Прогноз развития на 2020 год: стабильный

Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: позитивный

Китайский ARJ21 - конкурент нашего Суперджета
Китайский ARJ21 - конкурент нашего Суперджета

Официальной статистики по компании AVIC, выпускающей модернизированный вариант советского Ан-24, к сожалению нет. COMAC занимается реактивными самолётами. Пока налажен выпуск только регионального самолёта ARJ21. Сертификация среднемагистрального C919 столкнулась с проблемами и вряд ли будет окончена к 2021 году. Совместно с нашей ОАК компания также разрабатывает дальнемагистральный самолёт CR929.

Влияние коронавируса на компанию: Работа компании приостанавливалась в феврале. Совместные работы по российско-китайскому самолёту ведутся в режиме телеконференций. В марте производство вернулось к обычному режиму.

7. Де Хэвилэнд Канада (De Havilland Canada), Канада

Поставлено заказчикам: 9 самолётов (неофициальные данные)

Изменение к 2018 году: в 2018 году поставок не было

Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: нет данных

Невыполненные заказы на начало 2020 года: 3 самолёта

Прогноз развития на 2020 год: негативный

Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: стабильный

Компания сильно зависит от спроса на единственную и далеко не новую модель Dash 8-400
Компания сильно зависит от спроса на единственную и далеко не новую модель Dash 8-400

Компания выкупила у Бомбардье производство региональных турбовинтовых самолётов Dash 8-400. Особых перспектив роста спроса на эти самолёты не просматривается.

Влияние коронавируса на компанию: Производство в Канаде остановлено с 20 марта на неопределённый срок. 65% сотрудников отправлены в отпуска.

8. Объединённая Авиастроительная Корпорация (ОАК), Россия

Поставлено заказчикам: 6 самолётов (неофициальные данные)

Изменение к 2018 году: -70% (-14 самолётов)

Изменение портфеля заказов по итогам 2019 года: нет данных

Невыполненные заказы на начало 2020 года: 276 самолётов

Прогноз развития на 2020 год: стабильный

Среднесрочный прогноз развития до 2025 года: позитивный

Суперджет 100 на авиасалоне МАКС-2019
Суперджет 100 на авиасалоне МАКС-2019

Временное восьмое место российского авиапрома носит исключительно технический характер. Связано это с переносом поставок 10 самолётов Суперджет 100 для Аэрофлота с 2019 на 2020 год. 5 из этих 10 самолётов поставлено Аэрофлоту в январе 2020 года. Реально выпущено за год 18 самолётов. В плановом порядке продвигается сертификация самолёта МС-21, которая будет завершена в 2020 году. Запущено серийное производство российских двигателей ПД-14 для самолёта МС-21. Продвигаются работы по разработке российско-китайского самолёта CR929.

Влияние коронавируса на компанию: Производство может быть временно остановлено из-за карантина. Однако, именно в этом году, такая приостановка не окажет критического влияния на ОАК.

Читайте также наши рейтинги по итогам 2019 года:

15 главных авиасобытий 2019 года

Топ 20 авиакомпаний России

Аэропорты Москвы. Итоги 2019 года

Топ 10 крупнейших авиакомпаний мира 2019

Рекордные поставки самолётов Эйрбас в 2019 году

Провальные поставки самолётов Боинг в 2019 году