5906 subscribers

Небесные динозавры. Самые популярные в мире самолёты с 4 двигателями

20k full reads
27k story viewsUnique page visitors
20k read the story to the endThat's 72% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Некогда популярная для дальнемагистральных самолётов схема медленно, но верно вымирает. Производство 4-двигательных самолётов или прекращено, или подходит к своему завершению. И коронавирусный кризис похоже полностью уничтожит их, как ледниковый период динозавров.

Памятуя об отдельных агрессивных комментаторах к нашему рейтингу про 3-двигательные самолёты, сразу сообщаем, что у нас нет цели составить максимально полный исторический рейтинг. В него попали только пассажирские самолёты, выпускавшиеся после Великой Отечественной Войны в количестве не менее 100 экземпляров. Транспортные, военные и редкие типы самолётов в рейтинг не вошли.

12. Ил-86, СССР-Россия

Выпущено: 106 самолётов

Ил-86 - самый массовый отечественный широкофюзеляжный самолёт
Ил-86 - самый массовый отечественный широкофюзеляжный самолёт

Первый отечественный широкофюзеляжный самолёт для маршрутов средней протяжённости. Разработан в ОКБ имени Ильюшина, выпускался с 1976 по 1997 год. Перевозил до 350 пассажиров на самых массовых туристических направлениях. В 2011 году самолёт ушёл с рынка авиаперевозок. Несмотря на все авиапроисшествия, ни один пассажир не погиб на борту Ил-86 за более чем 35-летнюю активную эксплуатацию.

11. Ан-10

Выпущено: 112 самолётов

Ан-10 так и не стал массовым пассажирским самолётом и выпускался всего 4 года
Ан-10 так и не стал массовым пассажирским самолётом и выпускался всего 4 года

Советский среднемагистральный самолёт с 4 турбовинтовыми двигателями. Мог садиться на грунтовые аэродромы. Разработан в ОКБ Антонова, выпускался с 1957 по 1960 год. Из-за нескольких катастроф производство Ан-10 было свёрнуто после 4 лет выпуска.

10. Comet (Комет), Великобритания

Выпущено: 114 самолётов

Первое поколение Комет показало высокую аварийность
Первое поколение Комет показало высокую аварийность

Британский Комет стал первым в мире реактивным пассажирским самолётом. Выпускался с 1949 по 1964 год. Последний полёт самолёт совершил в 1997 году. Комет был чрезвычайно аварийным самолётом. За время эксплуатации было потеряно 25 бортов.

9. Airbus А380, Европа

Выпущено: 242 самолёта

А-380 первыми остались без работы в условиях кризиса
А-380 первыми остались без работы в условиях кризиса

Крупнейший в мире пассажирский самолёт, выпускаемый с 2003 года, так и не вышел на окупаемость и будет закрыт в 2021 году. Всего заказан 251 экземпляр. "Летающий слон" может перевозить от 525 до 853 пассажиров. За 13 лет эксплуатации с А-380 произошло всего 2 серьёзных авиапроисшествия. Оба раза взрывался один из двигателей, а самолёт совершал успешную аварийную посадку.

8. Ил-62, СССР-Россия

Выпущено: 289 самолётов

Ил-62 - главный советский "дальнобойщик"
Ил-62 - главный советский "дальнобойщик"

Самый массовый отечественный самолёт с 4 реактивными двигателями. Перевозил до 198 пассажиров на расстояния до 11 000 км. Флагман дальнемагистрального флота советского Аэрофлота. До появления Ил-96 использовался в СССР и России в качестве борта №1. Выпускался с 1963 по 1995 год. 13 самолётов до сих пор летают в России, КНДР и Белоруссии.

7. Airbus А340, Европа

Выпущено: 377 самолётов

Немецкая Люфтганза до кризиса эксплуатировала 14 самолётов А-340
Немецкая Люфтганза до кризиса эксплуатировала 14 самолётов А-340

Европейский дальнемагистральный самолёт в самой длинной версии мог перевозить до 475 человек на расстояния до 16 000 км. Выпускался с 1991 по 2011 год. Самолёт не выдержал конкуренции с двухдвигательными А-330, А-350 и Б-777. В эксплуатации пока остаются 232 борта, но они очевидно будут выводиться в кризисных условиях ускоренными темпами.

6. BAe 146/Avro RJ, Великобритания

Выпущено: 387 самолётов

BAe 146 стал вторым по успешности за всю историю британского авиапрома
BAe 146 стал вторым по успешности за всю историю британского авиапрома

Британский региональный самолёт перевозит до 100 пассажиров. Производился с 1978 по 2001 год. В настоящее время ещё летают около 80 экземпляров, больше всего в Иране.

5. Vickers Viscount, Великобритания

Выпущено: 445 самолётов

Один из самых массовых британских авиапроектов оказался очень аварийным
Один из самых массовых британских авиапроектов оказался очень аварийным

Британский турбовинтовой среднемагистральный самолёт максимально перевозил 71 пассажира. Выпускался с 1948 по 1963 год. За время эксплуатации потеряно 144 самолёта. Австрийский Висконт разбился в 1960 году при заходе на посадку в московском Шереметьево.

4. DC-8 (ДС-8), США

Выпущено: 556 самолётов

ДС-8 делил рынок с Боингом 707 до начала массового производства конкурентов с 2-мя двигателями
ДС-8 делил рынок с Боингом 707 до начала массового производства конкурентов с 2-мя двигателями

Американский среднемагистральный самолёт разработки компании МакДоннел Дуглас, рассчитанный на перевозку от 176 до 259 пассажиров в зависимости от компоновки. Производился с 1958 по 1972 год. На пассажирских линиях летал с 1959 года. В настоящее время ещё летает 4 борта в грузовом варианте.

3. Ил-18, СССР

Выпущено: 674 самолёта

Ил-18 был самым массовым советским самолётом дореактивной эры
Ил-18 был самым массовым советским самолётом дореактивной эры

Самый массовый отечественный самолёт с 4 турбовинтовыми двигателями. Есть неподтверждённые данные о 850 выпущенных бортах. Перевозил до 110 пассажиров на расстояние до 4000 км. Выпускался с 1957 по 1985 год. 83 самолёта всё ещё летают в России, Индии и других азиатских странах.

2. Boeing 707(Боинг 707), США

Выпущено: 1010 самолётов

Боинг 707 был слишком маленьким для дальнемагистральных рейсов
Боинг 707 был слишком маленьким для дальнемагистральных рейсов

Один из первых массовых реактивных самолётов. Производился с 1957 по 1978 год. Перевозил до 202 пассажиров на дальность до 9000 км. Коммерческая эксплуатация самолёта окончилась в 1998 году. Б-707 проиграл конкуренцию своему старшему брату Б-747. В процессе эксплуатации потеряно 174 самолёта.

1. Boeing 747(Боинг 747), США

Выпущено: 1555 самолётов

8 самолётов Б-747 достались авиакомпании "Россия" в нагрузку от обанкротившейся Трансаэро
8 самолётов Б-747 достались авиакомпании "Россия" в нагрузку от обанкротившейся Трансаэро

В прошлом самое успешное, но умирающее семейство широкофюзеляжных самолётов. Первый в мире двухпалубный самолёт с характерным горбом. Выпускается с 1969 года. Спрос на второе поколение Б-747 оказался в 10 раз меньше, чем на первое. Имеется 17 невыполненных заказов на грузовые версии. Пассажирский вариант самолёта спросом не пользуется. Около 450 самолётов эксплуатировалось в начале года, но наступивший кризис может окончательно отправить на свалку истории самолёты с 4 двигателями.

Читайте наши рейтинги по итогам 2019 года:

Топ 25 крупнейших авиакомпаний Евразии

Крупнейшие авиапроизводители мира 2019

15 главных авиасобытий 2019 года

Топ 20 авиакомпаний России

Аэропорты Москвы. Итоги 2019 года

Топ 10 крупнейших авиакомпаний мира 2019

Рекордные поставки самолётов Эйрбас в 2019 году

Провальные поставки самолётов Боинг в 2019 году