Суперджет и его реальные конкуренты

7,8k full reads
15k story viewsUnique page visitors
7,8k read the story to the endThat's 49% of the total page views
4 minutes — average reading time

Суперджет очень часто неверно сравнивают со среднемагистральными боингами и эйрбасами. В действительности Боинг, выступавший консультантом российского проекта, выбрал для него малоперспективную региональную нишу (90-120 пассажиров), которая не пересекается с самыми массовыми моделями крупнейших авиапроизводителей.

Реальными конкурентами нашего регионального самолёта на сегодня являются:

  • европейский Airbus А-220-100 (в прошлом канадский CS100)
  • бразильский Embraer Е-190
  • канадский Bombarier CRJ-1000 (с июня 2020 уже японский)
  • японский Mitsubishi Spacejet (ранее известный как MRJ-90)
  • китайский COMAC ARJ-21.

Сравним производственные показатели этих проектов с российским Суперджетом и взглянем на их перспективы в России и в мире.

Суперджет на авиасалоне МАКС-2019
Суперджет на авиасалоне МАКС-2019
Суперджет на авиасалоне МАКС-2019

Сколько выпустили?

В скобках указан год первой коммерческой поставки.

  1. Е-190: 578 (с 2005 года), в том числе 14 самолётов второго поколения Е2. 321 самолёт был поставлен до 2011 года, когда на рынок вышел Суперджет.
  2. Сухой Суперджет 100: 204 самолёта (с 2011 года)
  3. CRJ-1000: 64 самолёта (с 2010 года)
  4. А-220-100: 40 самолётов (с 2016 года)
  5. ARJ-21: 36 самолётов (с 2016 года)
  6. SpaceJet: 7 самолётов (коммерческие поставки начнутся не ранее 2021 года, сертификация не окончена)

Сколько заказано?

  1. ARJ-21: китайский производитель COMAC заявляет о 528 заказах, но реально подтверждается не более 200 твёрдых заказов
  2. SpaceJet: 167 самолётов
  3. Сухой Суперджет 100: 113 самолётов
  4. А-220-100: 54 самолёта
  5. Е-190: 15, в том числе 11 самолётов второго поколения Е2
  6. CRJ-1000: заказов нет

Текущая ситуация и прогнозы

Bombardier CRJ-1000

Канадский проект близок к своему концу. В июне 2020 года Бомбардье продал все права на него японской Мицубиси, и объявил об окончательном уходе с рынка коммерческих самолётов. Японцы купили права на самолёт не для его развития, а ради человеческого ресурса и некоторых технологий, в краже которых их ранее обвинял Бомбардье.

Испанская Air Nostrum была первым и самым крупным заказчиком самолёта CRJ-1000, получив в свой парк 30 самолётов
Испанская Air Nostrum была первым и самым крупным заказчиком самолёта CRJ-1000, получив в свой парк 30 самолётов
Испанская Air Nostrum была первым и самым крупным заказчиком самолёта CRJ-1000, получив в свой парк 30 самолётов

Прогноз развития - негативный. За 10 лет самолёт получил всего 63 заказа.

Embraer Е-190

Бразильский конкурент тоже находится в очень тяжёлой ситуации. Сам Эмбраер находится в подвешенном состоянии после того как Боинг сорвал сделку по его поглощению. С основного рынка - США, его активно выдавливают Эйрбас и Мицубиси. Рынки Китая и России для него фактически закрыты.

Норвежская авиакомпания Wideroe стала первым получателем обновлённой версии Е-190-Е2
Норвежская авиакомпания Wideroe стала первым получателем обновлённой версии Е-190-Е2
Норвежская авиакомпания Wideroe стала первым получателем обновлённой версии Е-190-Е2

Прогноз развития - негативный. Иметь всего 11 заказов на обновлённый самолёт - это фактически провал.

Airbus А-220-100

Канадский проект C-Series, активно добиваемый Трампом с подачи Боинга, находился на грани краха, но в 2018 году был спасён благодаря Эйрбасу и переименован в А-220. Короткая версия А-220 пока не пользуется особым спросом у авиакомпаний. Основные рынки для самолёта - США и Европа.

Американская Дельта заказала 45 самолётов А-220-100, обеспечив почти половину общего портфеля заказов на эту модель
Американская Дельта заказала 45 самолётов А-220-100, обеспечив почти половину общего портфеля заказов на эту модель
Американская Дельта заказала 45 самолётов А-220-100, обеспечив почти половину общего портфеля заказов на эту модель

Прогноз развития - позитивный. Потенциал выпуска А-220-100 до 2025 года мы оцениваем максимум в 150 самолётов.

Mitsubishi SpaceJet (MRJ 90)

Японский проект продвигается очень тяжело. Разработка началась ещё в 2007 году, поставки и сертификация постоянно задерживаются и переносятся. Теперь уже не ранее 2021 года. Купив у Бомбардье программу CRJ Мицубиси пытается решить свои накопленные производственные и технологические проблемы, а заодно убрать с рынка конкурента. Основные рынки для самолёта - США и Япония.

Японский конкурент выполнил первый полёт в 2015 году, но до сих пор не может получить сертификат
Японский конкурент выполнил первый полёт в 2015 году, но до сих пор не может получить сертификат
Японский конкурент выполнил первый полёт в 2015 году, но до сих пор не может получить сертификат

Прогноз развития - стабильный. О позитивных прогнозах можно будет говорить после получения самолётом сертификата. Потенциал выпуска Spacejet до 2025 года мы оцениваем максимум в 100 самолётов.

COMAC ARJ-21

Китайский проект регионального самолёта стартовал одновременно с японским в 2007 году. Регулярная эксплуатация началась в 2016 году. И только сейчас проект наконец выходит на плановые темпы выпуска 25-30 самолётов в год. Основные рынки для самолёта - Китай и возможно Азия.

Китайский проект имеет хорошие перспективы благодаря большому внутреннему рынку
Китайский проект имеет хорошие перспективы благодаря большому внутреннему рынку
Китайский проект имеет хорошие перспективы благодаря большому внутреннему рынку

Прогноз развития - позитивный. Потенциал выпуска АRJ-21 до 2025 года мы оцениваем максимум в 200 самолётов.

Сухой Суперджет 100

Российский проект регионального самолёта несмотря ни на что медленно, но верно развивается. Главным направлением развития до 2023 года станет выпуск модернизированной версии с максимальным импортозамещением всех систем. На основе опыта разработки сертифицированного двигателя ПД-14 разрабатывается новый российский двигатель ПД-8 для Суперджета. В настоящее время в России запущена реализация сразу 3 крупных авиапроектов, которые будут в том числе эксплуатировать Суперджеты. Подробнее об этом наши подписчики смогут прочитать в статье, которая будет опубликована на следующей неделе. Основной рынок для самолёта - Россия, после модернизации весьма вероятны поставки в Иран, страны СНГ и Египет.

Суперджет в небе над Жуковским
Суперджет в небе над Жуковским
Суперджет в небе над Жуковским

Прогноз развития - позитивный. Потенциал выпуска Суперджетов до 2025 года мы оцениваем максимум в 100-150 самолётов.

Выводы

На фоне своих реальных конкурентов Суперджет и сейчас, и в будущем выглядит вполне достойно. По выпуску и заказам входит в тройку крупнейших авиапроизводителей региональных самолётов. На российском рынке самолёт продолжает наращивать свою долю практически вытеснив прямых конкурентов. Про мировой рынок сейчас говорить не имеет особого смысла. До прогнозируемого восстановления авиарынка в 2024-2025 годах ни один из указанных производителей не ожидает крупных заказов за пределами своих традиционных рынков.

ТОП 10 наших статей в 2020 году по мнению читателей:

Боингозамещение в России. Процесс запущен

Глазьев объяснил зачем нужно развивать отечественное авиастроение

Топ 10 крупнейших авиакомпаний мира 2019

Почему американские авиакомпании не верят в Боинг?

Новая стратегия развития группы Аэрофлот. Вопросы, оставшиеся без ответа

Самолёты, ставшие ненужными из-за коронавируса

Оцениваем глубину кризиса в Боинге и Эйрбасе по их финансовым отчётам

Самолёт Л-410. Уже наш или ещё чешский?

Авиапарк России. На чём летали? На чём будем летать?

Кто и как распространяет ложь про российские самолёты