9494 subscribers

«Дотянем до 9 класса и выпнем на все четыре стороны». Про трудного ребёнка, с которым никто не мог справиться

11k full reads
14k story viewsUnique page visitors
11k read the story to the endThat's 80% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Небольшая история о том, что не всех детей удаётся «дотянуть» до 9 класса. Особенно если ребёнок сам этого не хочет. Как раз о таком сегодня и пойдёт речь.

Условно назовём его Ваней, но настоящее его имя было восточно-среднеазиатское. Сам он жил в соседней деревне, откуда его возил школьный автобус. Рос Ваня без отца. Мама, слегка за 30, не работала и жила на пособие, четыре ребёнка, все от разных отцов. На момент описываемых событий сожительствовала с мужчиной, от которого у неё был самый младший ребёнок.

Папа мальчика был гость из Средней Азии, куда он делся — неизвестно. Внешностью Ваня пошёл именно в него: маленький, даже для шестиклассника, рост, худой и смуглый, большие оттопыренные уши, чёрные и жёсткие волосы, две брови стремились соединиться в одну большую. Всё это сильно отличало Ваню от других ребят, обладающих обычной славянской внешностью. Однако я ни разу не видел, чтобы другие дети хоть как-то задирали его из-за внешнего вида или нерусского имени. Они его просто избегали .

Примерная внешность Вани, за исключением бровей. Источник фото vecherka.tj
Примерная внешность Вани, за исключением бровей. Источник фото vecherka.tj
Примерная внешность Вани, за исключением бровей. Источник фото vecherka.tj

Так чем же Ваня отличался в плане поведения от других ребят? Во время урока он легко мог, без видимой причины, начать лезть до своих одноклассников. Мог показушно развалиться посреди парты и начать «спать» или также начать «спать» сидя, запрокинув голову назад. Работал на публику. Учебный материал Ваня не учил от слова вообще. Никогда ничего не делал ни дома, ни в школе. Если заставить сделать что-то элементарное (например, прочитать строчку по-русски), то Ваня всегда делал это максимально неправильно, не забывая при этом кривляться и обезьянничать.

Справиться с ним на уроках и заставить его учиться из учителей (все женщины) никто не мог. Разговоры о дисциплине, о его будущем, о важности образования в жизни не имели никакого эффекта, говори с Ваней хоть классный руководитель, хоть директор. Посещение школы для Вани было лишь поводом поразвлечься и покататься на автобусе.

В своей деревне Ваня промышлял мелким воровством. Например, оставил мужчина в открытой машине конфеты, отошёл на минуту-две, а конфет уже и нет, лишь ветер гоняет в воздухе фантики. Также Ваня часто сбегал из дома и бродяжничал. Что до норм морали, то всё это было ему чуждо. Однажды дошло даже до того, что он пытался надругаться над своей сестрой-дошкольницей, но его вовремя остановили.

После этого случая одна учительница про него и сказала: «Он просто зверёныш, человеческое ему чуждо».

Из всего перечисленного видно, что мать никак не справлялась с воспитанием сына. О чём она честно и прямо заявляла, хоть как-то занимаясь ребёнком только от своего нынешнего сожителя. Ваня, как плод любви и страсти прошлого, ей оказался фактически не нужен, у неё были более важные дети. Не знаю по какой причине, но все контролирующие комиссии и социальные органы оставляли эту «семью» без внимания.

Характер Вани... Сложно описать, но наиболее точным будет если назову Ваню хитрым, пронырливым и подлым. Когда его отчитывали за какой-то проступок, он опускал голову, надувал губки и смотрел грустными глазами, вызывая жалость. Только выглядело это всё настолько наигранно и карикатурно, что вызывало лишь желание дать Ване ремня. Но нельзя, поэтому держались. И Ваня прекрасно понимал, что учителя ничего не могут ему сделать.

Что ещё Ваня мог учудить? Например я был свидетелем, как во время перемены он начал бить ногами младшеклассницу, которая просто сидела на лавочке в коридоре и никого не трогала. Я схватил Ваню за шкирку и отволок к директору, где он снова надувал губы и смотрел на всех жалобным взглядом. И это человек, который минуту назад пинал девочку ногами.

До старших классов Ваня никогда не задирался, только до младших детей и, как правило, девочек. До тех, кто не мог дать сдачи. До ровесников и до старших он никогда не лез.

Я пытался поговорить с администрацией школы. Завуч меня выслушивала, понимающе качала головой и разводила руками. Мол, ничего сделать не можем, но не волнуйтесь, дотянем его до 9 класса и выпнем на все четыре стороны. На моё замечание, что сейчас только 6 класс, он уже из учителей тянет жилы, обижает малышей и то ли ещё будет к 9 классу, завуч лишь отмахивалась, мол «и не с такими справлялись».

Как часто я надоедал всем с Ваней, также часто мне напоминали главную установку администрации школы: никаких двоек и оставления на второй год. Вообще никаких двоек: ни за контрольную, ни за домашнюю, ни за урок, ни за четверть. Вообще. Таким образом, Ваня был круглым троечником по всем предметам.

Раз сказала администрация школы «терпеть», значит «терпеть». Порой ведёшь урок, смотришь в окно, а там Ваня бежит по сугробам, перелезает через школьный забор и прямиком к магазину. Тут сразу становилось понятно, что сегодня Ваня спёр у мамы деньги — на карманные расходы она никогда и ничего ему не давала.

Деревенские учителя прямо говорили, что главная причина всех бед Вани это гены. Дед по матери всю жизнь воровал и из тюрьмы не выходил, отец мальчика о себе тоже хорошей памяти не оставил, мать никогда не работала из-за вечных пьянок и гулянок. Может быть так, может быть и нет, но Ваня рос явно не в нормальной среде.

В схожих условиях Ваня жил и рос. Источник фото gubdaily.ru
В схожих условиях Ваня жил и рос. Источник фото gubdaily.ru
В схожих условиях Ваня жил и рос. Источник фото gubdaily.ru

В конце учебного года появился шанс перевести Ваню на коррекционную программу VIII вида для детей, имеющих те или иные психические отклонения. Педагоги написали в своих характеристиках всё как есть и уже радовались тому, что, наконец, избавятся от такого ученика на своих уроках. Ваню повезли на комиссию...

А там Ваня опозорил весь педсостав школы: мама Ваню прилизала и нагладила, вёл он себя адекватно и смирно, правильно отвечал на все вопросы комиссии, без ошибок считал и читал. Обычный, нормально развитый ребёнок без каких-либо отклонений и проблем с поведением. Сопровождавший Ваню завуч ещё и получила от комиссии нагоняй, мол почему привезли нам нормального ребёнка и отняли у нас время? Хотя и сама завуч была удивлена тому, как по-другому может вести себя Ваня, если он, конечно, захочет.

Как видим, государственная комиссия не стала разбираться в причинах и проблемах, связанных с ребёнком: «Он здоров, психических отклонений нет, всё остальное это уже не наше дело».

Так что Ваня не дурачок оказался. Ваня оставил всех учителей с носом, да ещё и опозорил школу. Он остался на обычный образовательной программе и спокойно переходил в 7 класс с нарисованными тройками, за весь год ни разу не ответив правильно на уроке. Но это уже были не мои проблемы, так как я уволился в конце учебного года.

Следующей зимой, спустя полгода после увольнения, я случайно узнаю о том, что Ваню по решению суда отправили в закрытую спецшколу для малолетних преступников. Причина, по которой его всё-таки отправили, для меня осталась неизвестной. Наверное он совершил что-то конкретное, раз администрация школы, до этого намеревавшаяся стойко терпеть три оставшихся года все его выходки вплоть до 9 класса, сдалась уже на первом.

А может быть полиции просто нужна была плановая «галочка», а Ваня просто попался под руку как малолетний преступник-рецидивист. Если так, то это иронично — впервые за многие годы он оказался нужен государственным органам, и то как элемент чьей-то статистики.

Какова мораль? Не знаю, передаётся ли наследственно тяга к преступлениям, но я уверен, что даже и без «воровского» гена мог бы получиться такой «зверёныш» — аморальщина и безразличие вместо семейного воспитания, нищета, отсутствие контроля со стороны государственных органов и мягкая позиция администрации школы сплелись в один большой клубок проблем. Появление такого «Вани» лишь закономерный итог. Не он первый, не он и последний.

Остаётся только надеяться, что конкретно Ваню в спецшколе привели в чувство и объяснили, что можно делать в человеческом обществе, а что — нельзя. Надеюсь, что в жизни у него всё сложится хорошо.

Что до школы... Может быть и правда не стоит всех тянуть до 9 класса, а?

Если понравилась статья, то ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал! Спасибо за внимание, удачного Вам дня!