Я пишу о людях, чей образ так или иначе отражен в искусстве. Эта статья - про Бояна (Баяна) Вещего, знаменитого древнерусского сказителя и гусляра. Его имя стало известно в XIX веке, когда из глубины веков вдруг проявился текст "Слова о полку Игореве" и очаровал всех, кто его читал. Автор "Слова" буквально начинает с упоминания Бояна, притом сравнивает себя с ним и подчеркивает, что будет далее вести повествование в ином стиле, нежели этот знаменитый сказитель.
Тут же дается и поэтическая характеристика творческой манеры Бояна, весьма хвалебная.
Образ седовласого сказителя Бояна вошел в компанию подобных ему полулегендарных персонажей русской истории, например, таких, как богатыри. Именно подобный хрестоматийный образ изобразил Виктор Васнецов в своей картине. Мы видим воинов в остроконечных шлемах и доспехах, сидящих полукругом на зеленом пригорке, и слушающих Баяна. Он, в белом одеянии, играя на гуслях, о чем-то страстно рассказывает.
Подобная манера устного напевного рассказа, когда исполнитель в лицах передает образы персонажей, порой переходя в пение, порой в речитатив, была характерной для народных сказителей в разных культурах. Барды у британцев, скальды у скандинавов, олонхосуты у якутов и т.д. - коллеги Бояна по творчеству, если можно так выразиться.
Реальность Бояна у некоторых историков вызывает сомнение потому, что слово "боян" в древнеславянских языках связано по смыслу со словами "баять", "басни", "баюн", то есть имеет значение "рассказывать". Поэтому может показаться, что такое говорящее имя дали собирательному образу сказителя. С другой стороны, имя Боян было весьма распространено в Древней Руси и сейчас существует у других славянских народов (например, болгар, сербов).
Большинство исследователей все же считают, что Боян Вещий - историческое лицо.
Предполагается, что он жил в XI веке и был известен как певец и сказитель, приближенный ко двору некоторых князей. Источником длшя такого предположения является "Слово о полку Игореве", где говорится, что Боян воспевал трех реально живших в то время князей. То есть он был типа придворного поэта.
Судя по годам жизни эти князей, Боян продолжал свою деятельность очень долго, не менее 40 лет.
Так что образ седобородого старца весьма органичен ему. Боян не только воспевал тех князей, которым служил, но и критиковал, хулил их соперников.
По сути, единственным источником о жизни и творчестве Бояна является "Слово о полку Игореве". Упоминается он и в "Задонщине", но в разных вариантах этой летописи (которая многократно переписывалась) его имя звучит по-разному.
Почитайте еще на моем канале:
Первый исследователь Камчатки: что выявил в неизведанном ранее краю Степан Крашенинников
Гай Цильний Меценат: почему имя этого человека стало нарицательным
На канале мужа:
Удивительные фотографии Барбары Коул: эти девушки как будто написаны кистью художника