дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Герцогиня Альба: воплощение испанской страсти

26 July 2019

Я пишу о людях, чей образ запечатлен в искусстве. Эта статья - про герцогиню Альба, которую связывали с великим художником Франциско Гойя не только портреты, которые он с нее писал, но, как говорят, страстная любовная связь. У нее было пышное, длинное имя, как и положено испанской аристократке - Мария дель Пилар Тереса Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо. Титул герцогини Альба она получила по наследству после смерти деда.

Эта была женщина страстная, в чем-то даже необузданная, обладала эффектной внешностью и умела себя подать. Выданная замуж в 13 лет, она рано раскрыла свою эротичность.

Франциско Гойя "Портрет герцогини Альба"
Франциско Гойя "Портрет герцогини Альба"

Гойя познакомился с ней, когда Марии дель Пилар было 20 лет, а самому художнику - 45. К тому времени герцогиня была уже известна как женщина с довольно свободным поведением. Слухи о ее многочисленных любовных связях будоражили общество, но, разумеется, никто со свечкой не стоял, поэтому внешняя благопристойность сохранялась. Обладая мощным сексапилом, Каэтана вызывала желание фактически у всякого мужчины, который с ней сталкивался. Во всяком случае, в обществе было такое мнение.

Гойя тоже попал под магнетическое влияние этой женщины. К тому времени герцогиня пережила страстные отношения с графом Пиньятелли, который был сыном второго мужа ее матери. Эта связь была тем более скандальной, что в Пиньятелли была влюблена принцесса Астурийская, и между двумя дамами сверкали искры ненависти. Соперничество обретало самые изощренные формы, а граф кочевал из постели одной дамы в постель другой, пока, наконец, обе дамы не потеряли к нему интерес. Но остались между собой врагами.

Франциско Гойя "Портрет герцогини Альба в черном"
Франциско Гойя "Портрет герцогини Альба в черном"

Франциско Гойя в то время был уже признанным художником и выполнял много заказов аристократов. Супруги Альба тоже заказали ему свои портреты. Более того, они покровительствовали ему, организовали студию в своем дворце для художника.

Портрет герцогини в белом платье, с собачкой у ног, где она предстает в полный рост с буйно распущенными черными волосами и красными бантами на волосах и груди, показывает эту женщину своевольной и капризной, и при этом притягательной.

После того, как герцог Альба умер, Каэтана обрела полную свободу, хотя и при жизни муж не препятствовал ее любовным увлечениям. В период траура Гойя написал ее в черном платье и испанской кружевной шали, в позе, которая выглядит как призыв к совместному танцу. Это впечатление усилено позицией ног и рук. Интересный момент - на пальцах герцогини два кольца, на одном из них выгравировано имя мужа, на другом - Гойи. Кроме того, она указывает на надпись внизу - Solo Goya (только Гойя).

Франциско Гойя "Портрет Хосе Альвареса де Толедо, маркиза Виллафранка и герцога Альба"
Франциско Гойя "Портрет Хосе Альвареса де Толедо, маркиза Виллафранка и герцога Альба"

После смерти мужа Каэтана уединилась на год в своем замке в Андалусии, однако все это время там пребывал и Франциско Гойя. Он был уже пожилым и больным человеком, пережившим бурные времена, но близость страстной герцогини буквально разрывала ему душу. Неизвестно, были ли между этими двумя людьми интимные отношения (из-за здоровья Гойи), но взаимный интерес и притяжение несомненны.

Столь же несомненно и то, что образ герцогини Альба преследовал художника. Она стала его музой.

Франциско Гойя "Маха одетая"
Франциско Гойя "Маха одетая"

Каэтана любила переодеваться в костюм махи - то есть цыганки легкого поведения. На первый сеанс позирования к Гойе она даже явилась в таком, но возмущенный художник настоял на приличном белом платье. Но потом он написал две свои знаменитые картины, изображающие маху - одетую и раздетую. Многие искусствоведы считают, что в обеих случаях позировала герцогиня Альба. Есть и другое мнение, что Гойя писал фигуру с настоящей махи, но сделал ей лицо своей музы.

В любом случае обнаженный вариант не мог быть показан тогда на публике в католической Испании.

Франциско Гойя "Маха обнаженная"
Франциско Гойя "Маха обнаженная"

Герцогиня Альба умерла в 40 лет. Версия ее смерти спорная. Говорят, не желая стареть, она отравилась. Перед смертью она устроила прием, потом повела гостей в мастерскую Гойи, много говорила... Другая версия связывает ее кончину с неудачным абортом.

Какой бы она ни была, герцогиня Альба осталась в веках благодаря шедеврам великого художника.

Почитайте еще на моем канале:

Образ Мерилин в искусстве: всегда пленительная и пикантная блондинка

Человек, сделавший собственную смерть иллюстрацией своей жизни: Сократ

На канале мужа:

Человек, вывезший из Эрмитажа 21 шедевр