Побродить по древнегреческим камням

Люблю города, которым тысячи лет, и где то там, то сям натыкаешься на обломки древних камней, а иногда и достаточно целые сооружения. Как-то меня это успокаивает, да. Я чувствую незримую защиту, плотность времени. В Греции так везде. Уж чего-чего, а древних камней там достаточно...
Чуть ли не единственный храм, куда не пришлось карабкаться, чтоб увидеть вблизи, оказался храм Зевса в Афинах. Удивительным образом он находится не на возвышенности. Собственно, от храма остались только колонны, и чтобы увидеть их, мы заплатили 12 евро. Этот же билет потом впускает в Акрополь и ряд других исторических мест. На фотке видны оба памятника античного зодчества - храм Зевса вблизи, и вдали - Акрополь с Парфеноном на макушке:

Акрополь вообще виден с разных точек города, он как бы парит над Афинами. Подъехав к нему, мы начали подъем, надо сказать - самый щадящий из всех, что были в этой поездке. Да чо там, подниматься было легко, мешало только то, что шла плотная толпа. Вообще на Акрополе какое-то вавилонское столпотворение!

Ужасно хотелось, чтоб все эти люди хотя бы на время исчезли, и оказаться наедине с Парфеноном, посидеть спокойно на этих ступенях, но увы...

Туристическая суета мешала проникнуться моментом, к тому же нещадно палило солнце и хотелось персика, но муж не дал его съесть, сказав, что не надо жрать в священном месте! И бросил 10 копеек в урну - дар Афине Палладе. Ну что ж, хоть пить воду в священном месте боги не возбраняли...
С Акрополя открывается прекрасный вид на город:

Вообще Афины мне не очень понравились, не возникло чувства, что хочется сюда вернуться, как это было, например, в Риме.
Хотя, может быть, я просто не сумела проникнуться.

Микены впечатлили много больше. Сама мысль о том, что это остатки древнейшей цивилизации, вгоняла в трепет. Опять же романтическая история про Шлимана, который, руководствуясь Илиадой Гомера, искал тут Трою и, как он думал, нашел, волновала меня с детства. И вот я тут! Внизу нас встречает таинственное сооружение, то ли архаичнейший храм, то ли что - историки пока не знают точно. Отлично сохранился этот каменный шатер, а какова обработка камней! Ведь все вручную:

Внутри - прохладное куполообразное пространство:

Приникнув к этому посланию из глубины веков, мы прошли через Львиные ворота и полезли наверх в Микенский дворец. Сперва там посещаешь музей (вход 8 евро), потом поднимаешься все выше и выше по извилистой каменной тропе. Во время подъема не было сил фотографировать, сняла на спуске, тропа та же:

А это тот самый первый раскоп, сделанный еще Шлиманом:

Но вообще даже жаль, что Микены оказалась не Троей...

После Микен мы поехали в Эпидавр. Это потрясающее место, центр древнегреческой медицины, где врачевал Асклепий и где был создал целый оздоровительный комплекс. Есть музей (6 евро), где можно видеть древние медицинские инструменты, фактически такие же, как современные. Асклепий исцелял не только тело, но и душу, мудро считая, что лечение должно быть комплексным. Поэтому в этом медицинском центре есть не только лечебный корпус:

Но и стадион, где, так сказать, осуществлялась лечебная физкультура:

А душу ублажали театральными постановками. Античный театр в Эпидавре действует до сих пор, и как раз в тот день, когда мы там были, вечером планировался спектакль.

Как известно, театр в Эпидавре славится своей поразительной акустикой, коя и была продемонстрирована нам нашим гидом. Он встал в круг, специально обозначенный на сцене, и прочел на латыни, по древнегречески и по-русски короткий отрывок из Эврипида. И действительно - потрясающий стерео-звук на весь театр. Чем дальше чтец отходил от центра, чем глуше становился звук, и обретал всю свою мощь, когда он возвращался к исходной точке.

Уже само присутствие в Эпидарве может исцелить от чего угодно, мне кажется.

Однако самое большое свое античное впечатление я получила в Дельфах. Там все - гармония, все диво, все выше мира и страстей... ой, что-то меня понесло... Немудрено! О Дельфах можно говорить только в стихах, и хотя я умылась в знаменитом источнике вдохновения, бегущем из Парнаса, и выпила оттуда холодной воды, муза поэзии, кажется, меня не поцеловала. Так что изложу все же прозой.
Но каково место! Парнас (туда кряхтя и стеная, но вскарабкалась), Аполлон, оракул, священные камни... Это было единственное место в Греции, где раб мог получить свободу без всяких проволочек, надо было просто высечь свое имя на камнях. Дельфийские камни испещрены именами:

Именно тут сидел тот самый Сфинкс, который задавал людям загадки и сбрасывал их в пропасть, а когда Эдип отгадал таки загадку, сам сиганул вниз. В музее Дельф (9 евро) есть статуя того Сфинкса:

Там, кстати, в музее есть и подлинные шлемы древних воинов, и я была взволнована тем фактом, что эти штуки реально носили какие-то давно ушедшие в Аид люди:

Что касается самих Дельф, то я там сделала кучу фотографий, но покажу одну, снятую, когда я карабкалась к стадиону и остановилась отдохнуть и полюбоваться видами. Здесь и театр, и остатки святилища, откуда вещала пифия. И видно, как высоко все это было по сравнению с долиной. И ведь люди сюда шли пешком, только пешком, чтобы хоть немного разорвать плотную пелену будущего и увидеть то, что незримо обычному человеку, и знают только боги.

ЖЖ "Ничего особенного"