Lidia.FM
1K subscribers

Smile-этикет предпринимателя. В какой культуре и как положено улыбаться, чтобы получить те самые международные контракты.

В предыдущих двух статьях из этой серии — “Дресс-этикет бизнесвумен” — я говорила о постулатах в одежде предпринимательницы/консультанта/фрилансера. В этой статье хочу раскрыть темы, ничуть не менее важные:

1) улыбка — продающий инструмент, в РФ в том числе.

2) гео-гид улыбок.

Smile-этикет предпринимателя. В какой культуре и как положено улыбаться, чтобы получить те самые международные контракты.

Саммари двух предыдущих статей

Для чего предпринимателю планировать свой образ?

Ответ зависит от того, какую цель он преследует. В основном цель в любом бизнесе всегда остается одна – получить новые контракты, продать свои услуги и масштабироваться. То есть , что нужно продать, это:

– доверие к себе

– уверенность клиента в том, что Вы справитесь

– качество своих услуг

– спокоствие за то, что работа будет сделана на 100%.

Что мы уже сделали

  • Проанализировали потенциального клиента, определили его портрет;
  • Подобрали бренд, максимально отражающий ценности клиента;
  • Инкорпоририровали брендовые аксессуары дозированно в свой образ — или отпороли этикетки и лейблы вовсе, не демонстрируя стоимости вещей. Как королевские семьи;
  • Наш вид теперь коммуницирует уверенность, надёжность, качестов услуг, способность реализовать самый амбициозный проект.

Что ещё осталось сделать? Улыбайтесь!

О чём ещё следует сказать? Носите улыбку – по возможности, свою и открытую. Мало что располагает нового собеседника так, как уверенная, открытая улыбка. Клиентам в самой главе первого эшелона, скорее всего, совершенно все равно, кто сделал ваши туфли, но наличие вашей здоровой и открытой улыбки поможет им сразу почувствовать себя желанными гостями.

Кейс Princess Yachts Monaco

Ещё раз вернусь к этому примеру —

Пару лет назад у меня был проект с дилером яхт Princess Yachts Monaco в Москве. Офис находился на Золотой Миле, аудитория была такая, которую точно уже дорогой вещью не удивить. Да и зачем удивлять? Им это не нужно. Скорее, нужно обеспечить клиентам качественный и удобный сервис. А наше взаимодействие с ними – и на уровне маркетинга, и на уровне продаж – должно было быть практически незаметным. Настолько удобным оно должно было быть. Корпоративный дресс-код – крайне сдержанный, не вычурный. Аккуратные и ухоженные сотрудники на всех уровнях сразу вселяли доверие и спокойствие даже самым взыскательным клиентам.

Улыбка, обязательно улыбка. Не цвета холодильника, но такая, которая коммуницирует здоровье и отсутствие вредных привычек. Компания оплачивала сотрудникам страховку на стоматологические услуги — настолько это важно.

Культурный гайд — где и как следует улыбаться

  • Россия, Европа, Скандинавия — улыбаемся незнакомцам сдержанно, либо не показывая, либо умеренно показывая зубы. Слишком открытая улыбка от уха до уха и оптимизм в глазах могут быть воспринято как флирт людьми с негибким сознанием. Лучше не рисковать.
  • Япония: улыбка является знаком уважения к собеседнику, либо же используется для сокрытия вашего истинного настроения. То есть воспринята японцами она будет двояко, следует задуматься и действовать по ситуации.
  • Австралия, Новая Зеландия, большинство азиатских стран и Канада — культуры “улыбающиеся”. Открытая улыбка есть хорошо и менталитетно приемлемо. Можно улыбаться “по-американски”.
Smile-этикет предпринимателя. В какой культуре и как положено улыбаться, чтобы получить те самые международные контракты.
  • Швейцария, Китай – сдержанные “закрытые” улыбки. Открытые могут также быть поняты неверно.
  • США, ОАЭ, Латинская Америка, Карибские острова, Испания — чем шире, больше и ярче улыбаемся, тем лучше!
Smile-этикет предпринимателя. В какой культуре и как положено улыбаться, чтобы получить те самые международные контракты.

FYI: природа различия улыбок

Несмотря на то, что анатомия у всех наций плюс-минус одинаковая и влияние улыбки на мозг — тоже, откуда всё-таки появились различия в “культуре улыбок” глобально? Если верить исследованию, то в более смешанных культурах с высоким процентом иммигрантов тенденция открыто улыбаться – куда выше. Это обусловлено:

1) потребностью людей поддерживать бодрость духа в себе – быть иммигрантом крайне непросто;

2) потребностью утвердиться на новой земле – и заводить новые контакты;

3) в целом в среде иммигрантов формируется взаимно поддерживающее отношение друг ко другу. Улыбка – знак уверенности и определенности. Когда мы улыбаемся, наш мозг моментально считывает эти сигналы и настроение повышается. Таким образом, можно утверждать, что чем больше, шире и увереннее улыбка, тем лучше отработан механизм выживания у этого человека.

Подводные камни: микро менталитет организации и индивидуальные особенности собеседника

Предприниматели, блогеры, маркетологи, преподаватели, – люди, работающие с людьми и потому понимающие, что коммуникация строит бизнес. То есть это – определенная среда, где, скорее всего, будет понимание, что это – часть этикета.

В моей же практике был случай, когда мои приветственные смайлы были не поняты. Я только вернулась в Москву и попала работать в госкорпорацию. 2014 год, всё было… немного несовременно, to say the least. На моё типичное американское приветствие типично шла строго советская реакция – каменные лица и недоумение в глазах. А месяц спустя несколько коллег заказало ирригаторы, переняв мою манеру. Были и те, кто счёл, с их слов, что “я на них виды имею”. Это было крайне забавно.

Вывод - как нужно улыбаться

После той специфичной организации я работала и в пиар-дирекции Шереметьево, и с PYM, и со студентами в Бауманке и Британке, и с рядом стартапных команд — везде наличие улыбки было страстным пожеланием руководства и поддерживаемой микроклиматом инициативой.

Все эти команды 1) тесно взаимодействовали с международными клиентами, контрагентами и партнёрами, то есть вынуждены были адаптировать культуру; 2) находились и находятся в Москве.

Из чего я делаю вывод, что современная бизнес-среда оперативно принимает (или приняла уже?) этот тёплый стандарт приветствия. Но всё же, так как все люди разные, если есть такая возможность, стоит сначала присмотреться к микроклимату контрагента.

#улыбка #коммуникации #искусствообщения #искусствопереговоров #правилажизни