Философский смысл "Сада земных наслаждений" И. Босха

16 September 2019

Среди художников, творчество которых полно загадочных символов и несет в себе явный философский смысл, Иероним Босх, на мой взгляд, самый интересный. Перед каждым его полотном можно стоять часами, разглядывая мельчайшие детали и картину в целом. Здесь нет фактически ни одного квадратного сантиметра, который не имел бы своего тайного смысла.

В этой короткой статье я покажу некоторые символы шедевра И. Босха "Сад земных наслаждений" и попытаюсь пояснить философский смысл картины. И я надеюсь, мои читатели понимают, что в маленькой статье на Дзене невозможно рассмотреть это также глубоко и подробно, как в монографии или большой статье в научном журнале.

И. Босх "Сад земных наслаждений"
И. Босх "Сад земных наслаждений"

"Садом земных наслаждений" этот триптих назвал не автор, а искусствоведы. Что там думал сам Босх о названии, никто не знает. Произведение состоит из двух вертикальных створок и центральной квадратной части. Рассматривая его слева направо, видим в левой створке изображение рая, в центральной - всевозможные радости плоти, собственно, земную жизнь, которую люди прожигают в свое удовольствие, правая створка посвящена теме ада, притом ее назвали "Музыкальным Адом" из-за обилия музыкальных инструментов в самых причудливых сочетаниях.

Если закрыть створки, то виден прозрачный шар, внутри которого только что сотворенная Земля, но без людей и животных. Это показаны первые три дня сотворения мира. Все вместе образует впечатляющую картину рождения, жизни и смерти.

Левая створка. Адам и Ева
Левая створка. Адам и Ева

Триптих Босха - художественное изложение библейской книги Бытия и измышлений средневековых богословов об аде. Произведение пронизано морализаторским смыслом и, мне кажется, призвано передать мысль о том, что человеческие мечты о счастье как царстве чувственных наслаждений ведут прямиком в ад. То есть это произведение религиозно-этического толка.

Левая створка предварена словами: «Он сказал, и сделалось» (Псалтирь 32:9). Здесь мы видим состояние человечества ( в лице двоих людей) до грехопадения. Бог в образе Христа знакомит Адама с Евой. Притом Адам простодушно смотрит на нее, а она смущенно потупила взор. То есть она уже знает о своей будущей роли соблазнительницы?! Вот она, женщина, как бы говорит Босх, сосуд греха!

Левая створка. Фонтан жизни и сова
Левая створка. Фонтан жизни и сова

На втором плане в центре левой створки стоит Фонтан жизни, напоминающий мне то ли скелет членистоногого, то ли в миллион раз увеличенную смертоносную бациллу. В любом случае фонтан выглядит подозрительно. Напряжение нарастает, когда в черном круге в фонтане замечаешь черную же сову. Что это за таинственная черная дыра в раю (!), да еще и с выглядывающей из нее зловещей ночной птицей?

Вероятно, Босх вложил в эту деталь какой-то символический смысл (можно только гадать о нем), а может, просто, по своему обыкновению, даже в безмятежную картину рая внес толику мрачности. Ведь этот рай будет скоро потерян, раз Ева уже тут, да еще и с таким предвкушающим видом.

Центральная часть. Обнаженные в странных ситуациях
Центральная часть. Обнаженные в странных ситуациях

Центральная часть триптиха, собственно, и дала название всему произведению. Тут изображено большое количество обнаженных людей, резвящихся на природе в компании огромных птиц и ягод, притом их развлечения выглядят довольно странно и предосудительно. Благопристойностью тут и не пахнет. Каждая деталь говорит о бурной эротической фантазии Босха.

Художник жил в такие времена, когда радости тела однозначно осуждались как церковью, так и общественным мнением, хотя все с удовольствием им предавались, но более-менее скрытно. А тут, демонстрируя голых людей в самых двусмысленных ситуациях, Босх рисует картину освобожденного желания. Это как бы рай, но такой, который прямиком ведет в ад.

Центральная часть. Огромные птицы
Центральная часть. Огромные птицы

Некоторые люди находятся в прозрачных пузырях, у некоторых пузыри надеты на головы - это символ хрупкой, эфемерной защищенности. Поразительно красиво и реалистично написанные огромные птицы, как считается, символизируют здесь человеческие пороки. И опять видим сову и, кстати, селезня, который тоже фигурировал в левой створке.

В верхней части центральной картины изображен бассейн, вокруг которого кружатся странные животные и всадники, сидящие на экзотических существах. Этакий круговорот жизни. При этом движение идет против часовой стрелки, как у знаков Зодиака.

Правая створка. Меланхоличное чудовище
Правая створка. Меланхоличное чудовище

Правая створка прокомментирована словами: «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 148:5). Это картина ада, где мрачная фантазия Босха проявила себя во всю мощь. Как мы видели, даже в изображении благостных сцен рая художник вносил нотку тревожности и дискомфорта, ожидания беды. А вот тут беда уже пришла.

Центральный образ - Меланхоличное чудовище, странное существо со спокойным, умным, несколько ироничным лицом мужчины. Есть версия, что это автопортрет самого Босха. Вполне. Хотя сходство с другими его изображениями не однозначное. Это странное дерево-яйцо с человеческой головой символизирует грех пьянства. Мда, чего только не привидится в пьяном бреду...

Правая створка. Птицеголовый монстр
Правая створка. Птицеголовый монстр

Справа сидит на высоком стуле Птицеголовый монстр. Это образ самого Дьявола, который пожирает людей и тут же испражняется ими. Одновременно это чудище можно ассоциировать с Хроносом - образом безжалостного времени в греческой мифологии.

То, что Босх, как и положено человеку Возрождения, насытил свое произведение не только христианскими идеями, но и отсылками к античным образам, совершенно нормально. К тому же буйство его фантазии не знало границ, он просто черпал из своего сознания и подсознания все, что там находил, и соединял причудливым образом.

Главная философская мысль, которую Иероним Босх хотел выразить в этом произведении, мне кажется - все там будем! Рай мы потеряли, так что наслаждайся, не наслаждайся своей жалкой жизнью - умрешь все равно. И - вот оно, что нас ждет. См. правую створку.

Так что пессимистичный такой триптих...

Распространите эти знания. Давайте ссылки на мой канал. Читайте еще:

Медиа как продолжение человека: теория Г.М. Маклюэна

Что значит быть консерватором, хорошо это или плохо

Загляните на досуге в этот пост в другом блоге:

Трагедия Ахилла: герой, носивший свою уязвимость на собственной пятке