Как Фома Аквинский доказывал существование Бога

12 July 2019

Фома Аквинский (Томас Аквинат) относится к компании наиболее авторитетных мыслителей-теологов в католицизме. Его именем называется целое учение - томизм. Более того, он причислен к лику святых. Фома жил в XIII веке, происходил из знатной неаполитанской семьи. Получив сперва образование в монастыре (тогда это были центры учености), отполировал и углубил его в Кельнском университете. Преподавал теологию в Сорбонне и других университетах.

Неизвестный мне художник. "Фома Аквинский". Все изображения взяты из открытых источников в интернете
Неизвестный мне художник. "Фома Аквинский". Все изображения взяты из открытых источников в интернете

К XIII веку всем мыслящим людям стало уже ясно, что вера не может быть чисто иррациональной, что отрицать значение разума, логики - глупо. Вера и знание не противоречат друг другу, а взаимно дополняют один другого. Отсюда - огромный интерес к философии Аристотеля, который существовал в то время в интеллектуальных кругах. Ведь именно этот греческий философ обосновал законы логики. Новые веяния в полной форме выразил Фома Аквинский. Он, правда, считал, что теология по-любому стоит выше философии, потому что истина откровения полнее истины знания, но признавал значение обеих.

В своем знаменитом труде "Сумма теологии" Фома задался вопросом, который в более ранние века вообще не мог прийти в голову богослову: а есть ли вообще Бог?!

"Сумма теологии", издание XVI века
"Сумма теологии", издание XVI века

То есть раннехристианские мыслители принимали вопрос бытия Бога как несомненный факт, о котором и рассуждать бессмысленно. Даже допущение самого вопроса об этом воспринималось как кощунство и ересь. А вот во времена Фомы Аквинского вопрос "есть ли Бог" становится предметом дискуссии и доказательств. Примечательно, что мыслитель блестяще продемонстрировал владение приемами аристотелевской логики, приводя свои доказательства того, что Бог таки есть.

Исходным моментом рассуждений философа стало признание наличия в мире причинно-следственных связей. Опираясь на эту позицию, Фома дал пять доказательств бытия Бога.

Карло Кривелли "Фома Аквинский", фрагмент картины
Карло Кривелли "Фома Аквинский", фрагмент картины

Рассмотрим кратко эти доводы.

1. От движения.

В мире все движется. А если это так, то что-то же должно всем двигать? Телега едет, потому что ее тянет лошадь, мяч скачет, потому что ее бросили и т.д. Двигаясь по цепи причин, упираемся в причину вообще всякого движения, которая сама остается неподвижной, не подверженной внешнему источнику движения - и это Бог.

2. От производящей причины.

Ничто в мире не может быть причиной самого себя. То есть тут Фома имеет в виду, что дом не строит сам себя, и яйцо не сносит само себя. Производящая причина имеет внешний характер. Опять-таки, двигаясь по цепочке причин, упираемся в первоисточник всех причин - это Бог.

3. От необходимости.

Есть вещи необходимые, они существуют неизбежно. А есть случайные - они могут быть, а могут и не быть. Над всеми ими должна стоять сила, определяющая и необходимость, и случайность, и которая необходима сама по себе. Что это, как не Бог?

Неизвестный мне художник. "Фома Аквинский". Все изображения взяты из открытых источников в интернете
Неизвестный мне художник. "Фома Аквинский". Все изображения взяты из открытых источников в интернете

4. От степени совершенства.

Все, что существует в мире, подвержено оцениванию с точки зрения их совершенства. Мы постоянно говорим: это красивее того, тот лучше этого и т.д. Делая эти оценки, люди опираются на некий идеал, эталон совершенства, который они себе представляют. В каждом конкретном случае он свой, но если взять вообще эталон всего, то это будет абсолютное совершенство. То есть Бог.

5. От управления целями.

Все сущее имеет некую цель своего существования. Например, все живое хочет жить, а для этого питаться, размножаться и т.д. Но кто задал все эти цели и, главное, основополагающую цель мироздания? Ну, конечно, Бог.

Вот такие доказательства привел Фома в пользу бытия Божьего. Нечего и говорить, что философы фактически сразу и после него начали оспаривать эти доводы, в том числе приводить свои доказательства. Этим занимался, например, И. Кант, камня на камне не оставивший от доказательств Фомы Аквинского.

Но это уже другая история.

Давайте ссылки на мой канал и читайте еще здесь:

Праздник с точки зрения культурологии

Зачем нужны социальные институты