Парадоксальный философ-бунтарь Лев Шестов

23 August 2019

Философия Льва Шестова (1866-1938), с одной стороны, вполне вписывается в русло религиозной русской философии Серебряного века с ее поисками духовного начала мира, но, с другой стороны, выбивается из нее и даже прямо противоречит. Писать о Шестове довольно трудно, потому что его взгляды в течение жизни менялись, а также из-за того, что в основном он писал в эссеистском и афористичном стиле. Читать его интересно, но привести потом все прочитанное в порядок и четко определить как некое учение, сложновато. Во всяком случае, мне.

Лев Шестов
Лев Шестов

Поэтому я не буду говорить обо всей философии Льва Шестова (упреждая эрудированных комментаторов, сразу тут упомяну, что его настоящее имя было Иегуда Лейба Шварцман), а сосредоточусь на одной проблеме: вера и знание. Половину жизни прожив в России, вторую Шестов провел во Франции, где читал в Сорбонне лекции по религиозной русской философии. Предмет он знал отлично, преподносил интересно, почти со всеми мыслителями, о которых рассказывал, был знаком лично, беседовал и спорил. Кроме того, он писал книги. В целом его учение можно отнести к течению экзистенциализма.

Вообще его философию принято называть противоречивой. Впрочем, она таковой и является.

Л.О. Пастернак "Лев Шестов"
Л.О. Пастернак "Лев Шестов"

Возьмем заявленную проблему. Лев Шестов, с одной стороны, был религиозным человеком, верил в бога, но с другой стороны, на эту веру большое влияние оказывал его скептицизм. То есть одновременно он не верил в бога! Даже само написание слова "бог" говорит об его смятении: философ писал его то с маленькой буквы, то с большой. Будучи евреем, Шестов был воспитан в лоне иудаизма, но всей душой тянулся к христианству и интересовался им, но одновременно подвергал жесткой критике и сомнениям основные постулаты этой религии.

В 1911 году он написал книгу "Sola fide — Толь­ко верою", где рассмотрел смысл грехопадения как выбор человеком Дьявола (Змея). Притом ранее он интерпретировал это событие как выбор человеком Бога, начало их творческого сотрудничества.

Густав Климт "Невеста"
Густав Климт "Невеста"

Выбор же Змея означал, что человек склонился не на сторону веры, а на сторону разума, рационализма. Таким образом, Лев Шестов продолжил традиции раннехристианских мыслителей-патристиков, которые резко противопоставляли друг другу веру и разум.

Творчество Шестова можно условно разделить на два периода: в первом он стоял на позициях богоискательства и философии жизни, во втором - на позициях экзистенциализма. В любом случае его взгляды были антирационалистическими и бунтарскими, и в них чувствуется острая, нутряная жажда чуда, сдерживаемая скептическим разумом.

Василий Кандинский "Желтое, красное, синее"
Василий Кандинский "Желтое, красное, синее"

Шестов противопоставлял христианского бога ветхозаветному. "Живой Бог Библии", то есть ветхозаветный, для него - это воплощение абсурда. Философ имел в виду его абсолютно иррациональный характер, не требующий никаких норм и обоснований. Поэтому всякие попытки свести религию к набору каких-то правил Шестов с негодованием отвергал. Отсюда - его отрицание как всех десяти заповедей Моисея, так и Нагорной проповеди Христа.

Лев Шестов считал, что истинная вера должна жить в душе и не оправдывать себя ничем, никакими нормами, поучениями и попытками разъяснить. Поэтому он отрицал и Библию. Вера - это безумие, это чудо, нечто сверхъестественное. Попытки понять ее разумом бессмысленны.

Повторю еще раз, что я изложила только одну малую часть философии Льва Шестова.

Хотите распространить эти знания? Давайте ссылки на мой канал. Читайте еще:

Медиа как продолжение человека: теория Г.М. Маклюэна

Нужен ли нам спорт, ведь с ним столько проблем

Загляните на досуге в этот пост в другом блоге:

Нежные красавицы начала ХХ века