Как супермаркеты обманывают нас

02.04.2018

Богатство выбора, свалившееся на нас, делает страшное дело: мы окружены. Отовсюду лезет поющая и болтающая реклама. Маленькое окошечко в браузере нагло требует «Купи тюбик!», и хотя этот тюбик не сдался даром, рука предательски тянется жмакнуть кнопку «Заказать». Словно этого мало, маркетологи, мерчендайзеры и прочие подсовыватели товаров обманывают нас и заставляют против воли покупать не то, что хочется.

«Смотри, как сладенько выглядит тортик!»

© foodimentary.com
© foodimentary.com

Вы же не раз слышали: «Не отправляйтесь за покупками голодными»? А как соблюсти это правило в ритме городской жизни, когда в магазин заносит на пустой желудок? А там нас ждет фуд-порно: блестящие пончики, облитые лаковой глазурью, манящие как новогодние игрушки или расписные холмы салатов, щедро заправленных белоснежным майонезом. Порочное блаженство на каждом углу.

Как спастись? Во всех супермаркетах проходят дегустации. Пожуйте что-нибудь, но не на бегу, а вдумчиво, и сразу станет легче. Так вы не купите выпечку (чаще всего ручки тянутся к ней) или вот этот вот неуместный лоток сырного салата с чесноком.

«Санни, уан со тру, ай лав ю»

© whothehelldoeshethinkheis.com
© whothehelldoeshethinkheis.com

Музыка способна гипнотизировать нас. Если вы ходите между полок и слышите медленную, расслабляющую музыку, значит, вас хотят усыпить, притормозить, чтобы вы тщательнее присматривались к дошираку или окорочкам. Если же звучит бодрый мотивчик, значит, вас хотят заставить схватить что-то спонтанно: вазу под цветы, которые вы никогда не купите, форму для кекса или корм для кошки. А кошки-то дома у вас и нет.

Способ противодействия? Слушайте свою музыку в наушниках или следите за тем, что покупаете. Ходите в магазин со списком.

Эффект пряничного домика

© thedailymeal.com
© thedailymeal.com

Супермаркеты снаружи окрашены в теплые, притягательные тона, а внутри мерцает холодный свет. Снаружи — согревающий апельсин, внутри — отторгающая серость полов, бесконечный потолок, тусклые стеллажи. Благодаря контрасту мы хватаемся за всё цветастое, как сороки за блестяшки.

«Хотите приобрести нашу карту?»

© polita.co.uk
© polita.co.uk

Хм, вроде полезно. Бонусы, проценты, акции, скидки. Таким образом, вас «привязывают» к магазину, и в другие вы уже не пойдете.

Во-вторых, карта следит за вами и сообщает своему начальству о том, когда вы получаете деньги, на что чаще тратите и в какое время года. Так, в день зарплаты вам прилетает невинное с виду сообщение о том, что в магазине «Свет-мой-зеркальце» бешеные скидки на гели для душа. Или что в гипермаркете «Пончик» распродажа мармелада. Всё, вы попались: полагаете, что делаете выгодную покупку, а на деле тратите деньги на лишние предметы гигиены и калории.

«Берешь две — третья в подарок!»

© twitter.com
© twitter.com

Старая маркетинговая уловка, работает она превосходно: так вы хватаете лишнее. Или в нереальных количествах. Потому что действует иллюзия дешевизны.

Кроме этого, существует сезонный трюк: мясо для шашлыков летом по сниженной цене. Вам может показаться, что магазин работает себе в убыток. Да, но вместе с мясом вы покупаете уголь, лук, уксус, мангал, скамейку и шампуры в придачу.

«Не оставляй меня одну»

© onceuponachef.com
© onceuponachef.com

Идете мимо полок, видите печеньки. Хмм, на вечер к чаю. А рядом стоит нутелла, красивая такая, гладкий бочок, цвет загара, ном-ном-ном. Идеальное сочетание. В корзину ее. Это так и работает. Вы думаете, что приняли решение подсластить себе ужин, а маркетологи специально поставили два сопутствующих товара рядом, зная, что вы поведетесь (также работают салфетки и пластиковые тарелочки).

Предательская упаковочка

© frenchrivierago.com
© frenchrivierago.com

Супермаркеты нарочно делают упаковку, в которой продукт быстро портится. Багет в бумажном пакете: экологично, эстетично, по-французски. На следующий день этой булкой можно играть в бейсбол, и вы снова плететесь за хлебом.

Экстра-заманушечки

© buzz.ie
© buzz.ie

Вы наверняка уже знаете древние хитрости типа «дешевый товар лежит ближе к полу» и «всего за 99». Но прогресс и в этой области наблюдается: примечание «выращено фермерами нашего района» добавит свекле 25% эффективности при продаже. Также, например, продукт с рецептом на упаковке видится покупателю более практичным.

Сумки в защиту природы

© birdiesroom.com
© birdiesroom.com

И здесь обман! Казалось бы: забота об экологии, практичность, простота (не таскаться же с пакетами пластиковыми). Да, только покупатель ходит с этими чудо-сумками как живая реклама и добавляет лишние цифры в чек.

А исследование, проведенное в Гарвардской бизнес-школе, показало, что люди, выбирающие экологически чистые и органические продукты, чаще других покупают шоколадки и чипсы в качестве награды за «добродетель».

На финишной черте

© lifesmokevapors.com
© lifesmokevapors.com

Проверяем корзину: хлеб, масло, кабачковая икра, рис, молоко, влажные салфетки, сосиски. Так, что здесь делают крем для рук и соль для ванны? Ну ладно. Не лишнее. Так, что тут? О, мармеладные мишки.

Всё, вы пропали. Пока ждете своей очереди в кассу, на вас с мольбой глазеют цветастые товары, и рука тянется…

Источник: lifehacker.ru