Великий собиратель татар всей России

20 March
4,4k full reads
3 min.
9,9k story viewsUnique page visitors
4,4k read the story to the endThat's 44% of the total page views
3 minutes — average reading time

Он родился и жил в царское время. Очень любил и переживал за свой народ, а вместе с ним и за всех тюрок и мусульман России. "Русское мусульманство" - это его выражение. Невероятной энергией и дерзостью сумел объединить всех тюрок и мусульман, более того, подружил всех и с русским языком. И это в XIX веке, когда многие татары предпочитали обходить стороной все, что связано с русской культурой. Чем не шахматная комбинация? И как ему это удалось?

Звали его Исмаил бей Гаспринский (1851-1914). В марте этого года исполняется 170 лет со дня рождения великого крымскотатарского просветителя, издателя и общественного деятеля.
Исмаил Гаспринский. Фото: islam-today.ru
Исмаил Гаспринский. Фото: islam-today.ru

Главным делом жизни Гаспринского была газета "Тарджеман". И именно благодаря этому изданию Исмаил бей приобрел всероссийскую известность, хотя в отдельных кругах о нем знали и до этого. Ведь он работал учителем, был городским главой Бахчисарая, активно выступал как публицист в русской прессе, а также много путешествовал, устанавливал личные контакты с мусульманами из разных уголков России. Например, он приезжал в Казань в 1882 году, познакомился с Шигабутдином Марджани, Закиром Рамеевым (Дэрдменд) и другими людьми, небезразличными к судьбам татарского мира. Но эти беседы могли бы остаться обычными частными разговорами, если бы Гаспринскому не пришла в голову идея о татарской газете.

Как Гасан-бек подал пример Исмаил-беку

Сегодня издание газеты, кажется, делом обыкновенным и не требующим особого подвига. Но не для татарина XIX века. Оставим финансовую сторону вопроса, с этим всегда было не просто. Однако Исмаила Гаспринского волновали трудности иного рода. Как получить разрешение? Если во всей Российской империи тогда не было ни одной газеты на татарском языке. Да и вообще инородцы редко изъявляли такое дерзкое желание о собственном печатном органе.

Выходившие на Кавказе в 1875-1883-е гг. азербайджанские газеты "Экинчи", "Зия", "Зия Кавказия" просуществовали недолго. "Игенче" ("Экинчи" - пахарь) был закрыт на третьем году существования в 1877 г., когда началась русско-турецкая война. Обвинили издателей в протурецких настроениях, хотя редактор Гасан-бек Зардаби (1837-1907) был сторонником народнических идей (какой там султан?).

Тем не менее "Экинчи", выходившая в Баку в 1875-1877 гг., показала как нуждается тюркская (в том числе татарская) публика в своей газете. В Баку писали из Пензы, Тамбова, Чистополя, Оренбурга, Омска, Тюмени.

Исмаил бек Гаспринский, Гасан бек Зардаби, Алимардан бек Топчибашев. 1903 г.
Исмаил бек Гаспринский, Гасан бек Зардаби, Алимардан бек Топчибашев. 1903 г.

Всем - нельзя, а Гаспринскому - можно?

"Тарджеман" - это не первый проект Гаспринского, до этого Исмаил бей пытался получить разрешение на издание газеты "Файдалы эглендже". Не получилось. В Казани пытался запустить свою татарскую газету Каюм Насыри. Не получилось. В итоге, он издавал довольно информативные татарские календари. В 1892 году еще один казанец Ахметхади Максуди планировал начать издание татарской газеты, тем более уже был вдохновляющий пример Исмаила Гаспринского с "Тарджеманом". Тоже не получилось. В чем же дело?

В эпоху контрреформ (а "Тарджеман" начал выходить в 1883 году [в 1881 году был убит царь-реформатор Александр II]), когда казалось бы сворачивались многие недавние начинания, Исмаил Гаспринский нашел совершенно гениальный способ для получения разрешения на татарскую газету. "Тарджеман" ("Переводчик") была не просто газетой на тюрки, она еще имела страницы на русском языке. К двуязычному печатному изданию отношение властей было гораздо лояльнее.

Почти как в дзене: татарские статьи алгоритм платформы практически не показывает в выдаче, техническая служба отвечает в этом случае что-то, вроде, "из-за вашего каля-баля мы не можем подобрать потенциальных читателей". А если статья на русско-татарском, то, может быть, вам повезет больше. Ну чем не "Тарджеман"?

Секрет успеха Гаспринского: широкая география, интересный контент, отсутствие конкуренции

Феномен бахчисарайской газеты "Тарджеман" на самом деле очень прост. Во многом он был обусловлен и главным месседжом самого Исмаила Гаспринского: "единство в языке, в мыслях и делах" ("тильде, фикирде, иште бирлик"). "Единство в языке" - достигалось благодаря языку тюрки, который объединял миллионы тюркоязычных народов России. Русский язык газеты "Тарджеман" тоже служил своеобразным объединяющим фактором с остальными мусульманами России, которые были за рамками этого тюркоязычного мира.

"Единство в мыслях и делах". Но каким бы понятным ни был язык газеты, конечно, для читателей главным оставалось содержание. О чём писали? Здесь Исмаил Гаспринский старался охватить как можно широкую географию. Для его газеты были важны новости и из Закавказья, и из Заказанья, и из татарской деревушки Зауралья и Западной Сибири. Малейшая новость об открытии мусульманской школы, о благотворительном взносе, о поступлении мусульманина /мусульманки в какое-то высшее учебное заведение обязательно появлялась на страницах "Тарджемана". По сути корреспондентская сеть бахчисарайского издания охватывала всю Россию.

"Тарджеман" был действительно "переводчиком" для татар и не только, особенно для молодежи, очень интересующейся тогда русским языком. Если раньше изучавшие общеимперский язык татары зачитывались городскими хрониками из местных газет (где мало-мальски упоминались и инородцы), то в "Тарджемане" можно было найти информацию о татарах на русском.

Газета Исмаила Гаспринского выходила 35 лет. Она издавалась еще четыре года и после смерти своего отца-основателя. Если бы не революционные события, возможно, продолжатели дела Гаспринского отмечали бы и 40-летие, и 50-летие газеты. Кстати, сам издатель делал настоящий праздник и из юбилейных дат. Например, широко отмечалось 10-летие газеты "Тарджеман" в 1893 году (гости съехались со всей России), и 20-летие в 1903 году. В этих общероссийских торжествах - тоже отражение своеобразного единства, которое сумел организовать Исмаил Гаспринский.

Такого, например, не наблюдалось в 1916 году, когда татарские газеты Казани, Оренбурга и других городов отмечали мини-юбилей - 10-летие татарских газет Поволжья. Так и не сумели они тогда договориться между собой: кто же был первым в 1906 году и кто сделал бОльший вклад в развитие национальной прессы.
Памятник Исмаилу Гаспринскому в Бахчисарае. Фото: culture.ru
Памятник Исмаилу Гаспринскому в Бахчисарае. Фото: culture.ru

А у Исмаила Гаспринского до 1906 года не было конкурентов. Наверное, он не думал о своем величии или о бОльшем/ меньшем вкладе в дело национального прогресса. Просто делал то, что считает нужным - издавал свою газету и "Тарджеман" долгое время оставалась единственным окном в огромный тюркско-мусульманский мир России.

Читайте также:

О ком скорбила татарская интеллигенция в сентябре 1914 года?