Бестиарий ЛК. Часть 2. Баба Клоанца

Безобидный внешний вид, но длинные острые зубы. Матерь Леса, но ужасное чудовище. Кто она? Обиженная женщина или злобный дух?

Продолжаю тематику #бестиарий Лили крайн

В этот раз речь пойдёт о бессарабском аналоге Бабы Яги - о Бабе Клоанца.

Арт Анны Франчески Дикой (ударение на "о")
Арт Анны Франчески Дикой (ударение на "о")

В прошлый раз я рассказала вам откуда появилось понятие "штрига" и как из сверхъестественной птицы оно преобразовалось в вампира. Бестиарий ЛК. Часть 1. Штрига - спешите прочитать! А я продолжаю)

Этимология

Baba Cloanţa (читайте: Баба Клоанца) - существо из бессарабского фольклора и различных сказок во многом схожее с русской Бабой Ягой.

Приставка "Клоанца" в изначальном варианте звучала, как Cotoroanța (Котороанца) - злая ведьма/женщина, зачастую без зубов. В сказках часто упоминается полное сочетание: Baba-Cloanţa-Cotoroanţa.

Произошло слово "Клоанца" от румынского "clonț" - клюв, в более редком значении - гвоздь.

Если соотнести по смыслу оба слова "cotoroanță" и "clonț" получается довольно интересный вариант, потому что считается, что у Бабы Клоанца рот полон острых, как гвозди, зубов.

Дословно слово "Клоанца" имеет несколько значений:

  • Глотка;
  • Карга;
  • Ведьма.

Если связать всё перечисленное, то сочетание "Баба Клоанца" приобретёт значение: "старая злобная карга с острыми зубами". Вы только посмотрите на картинку сверху, соответствует понятию?)

Происхождение

Описание из википедии
Описание из википедии

Перевожу:

"Баба Клоанца - персонаж румынской мифологии. В народных румынских сказаниях это ведьма, представленная ужасной женщиной, пугающей людей и живущей в глубинах леса. Синонимом можно считать Матерь Леса".

Итак, как же Матерь Леса вдруг стала ужасным существом? Углубимся в историю появления персонажа.

На самом деле истоки персонаж берёт ещё из древне-греческой и индийской мифологии и связан со зловещими женскими божествами. Изначально это были божества, охранявшие лес и природу, с неиссякаемым источником энергии.

После чего образ богини, защищавшей всё живое, приобрёл облик матери, постепенно сменившись первым прообразом Бабы Клоанцы - женщины в возрасте, мудрой хранительницей очага. Эта информация приправилась мистическими способностями.

Образ волшебной старухи, обладающей силами природы, перешёл в бессарабский фольклор. Так как старуха, переводится дословно, как "баба", тут же нужно учесть некоторые нюансы. В дако-гетских языках "баба" означало родителей, предков и прародителей, в последнем случае имелся ввиду "источник" всего рода.

Один молдо-румынский писатель (прозаик, поэт, историк) Богдан Петричейку Хашдеу отметил как-то, что пожилые люди в стране рассматриваются другими, как самый проклятый народ.

С высказыванием не согласна, но попробую провести параллели. Так как это дословный перевод, можно неправильно понять сам смысл его слов. Если вдуматься в значение фразы, можно прийти к заключению, что подразумевались тяготы жизни, обрушившиеся на старшее поколение. В те времена термин "баба" сопровождался нелицеприятными описаниями, вроде "клоанца, котороанца, хырка" и тд. Вот мы и вышли к настоящей причине появления полного наименования персонажа.

Что мы получили в итоге? Баба Клоанца - пожилая женщина, хранительница рода и природы с магическими способностями.

Вот тут начинается связь с Матерью Леса.

Мать Леса (о ней я тоже как-нибудь расскажу) вставала на защиту природы, не давая другим её уничтожать. Похожую функцию выполняла Баба Клоанца. В итоге, спасая лес от врагов, согласно мифам, она заводила путников в чащу, где те погибали, или насылала страшных животных. В некоторых сказаниях, кстати, Баба Клоанца считается повелительницей змей.

Баба Клоанца - Матерь змей
Баба Клоанца - Матерь змей

Так защитница леса стала врагом людей. Сказания переменились и суть исказилась. Баба Клоанца стала представать обычным злобным духом, уничтожающим всех, кто войдёт в её владения.

Наряду с ростом христианского верования, женщина, обладающая магическими способностями, приобрела ещё более зловещее описание. Так появились новые басни, в которых Баба Клоанца стала пособником чёрта или, более того, едва ли не им самим.

Сказка Петре Испиреску повествует о ссоре одной старухи с чёртом. Они ругались так громко и сильно, что разбудили святого Петра. Разгневанный святой Пётр отрубает им обоим головы. После этого их тела скитаются по миру в поисках своих голов, и получается так, что чёрт находит голову старухи, а она - его. В конце басни баба замечает, что эта голова идеально ей подходит.

Однако не всегда Баба Клоанца представала злом, ведь зачастую она упоминалась, как повитуха, целительница и искусный советник. Правда, в некоторых случаях эти свойства присуждались другим персонажам, например, всё той же Матери Леса. Но мы-то теперь знаем правду ;)

Новый переход

Всё с тем же приходом христианства, образ старухи снова изменился, когда религия укрепилась. На территориях бессарабской земли много памятников женщинам, которым люди поклонялись. Не буду вдаваться в подробности и причины изменений, как и пытаться найти объяснение явлению (не в моей компетенции), но образ "бабы" получил новые качества.

В повседневной жизни появилось понятие "7 мудрых добрых старцев", которых отождествляли с семью днями недели. Вспомним принципы всё той же религии и страстную неделю: великий понедельник, великий вторник, великая среда. великий четверг, страстная пятница, великая суббота и святое воскресенье.

Таким образом само понятие "баба" перешло из волшебной старухи из леса в прислужницу дьявола и снова в обычную пожилую женщину, в этот раз защитницу рода.

А что сейчас?

Несмотря на то, что сам смысл слова вернулся к истокам, приставка "Клоанца-Котороанца" до сих пор связана с мифами и сказками. О том, кто эта женщина и почему она нападала на путников уже забыто. Есть только сказки, в которых Баба Клоанца остаётся страшным монстром, убивающим путников.

В некоторых баснях ею становится некогда обиженная женщина, ушедшая в лес, чтобы творить тёмные дела и мстить народу, или женщина, которую туда завели, чтобы убить.

Самыми популярными образами Бабы Клоанцы в фольклоре являются:

  • Уродливая горбатая женщина с длинными острыми зубами, которую описал Ион Поп-Ретеганул;
  • Владычица змей авторства Петра Испиреску. Она собирала и пила чужие души, чтобы сохранить своё бессмертие и увеличить силы;
  • Практически русалка в понимании Лазара Сайняну. Это водный дух, обитающий в лесных озёрах, чья любимая забава - ссориться с чертями.

Мифология - безжалостная и беспощадная.

А вы как относитесь к развитию персонажа? Лично мне кажется, что это вполне разумно, что само слово "баба" перестало быть порицательным. Всё же, в цивилизованном веке живём.

Делаем третью часть бестиария?)