900 верст в неделю на одном коне?! Скорость путешествия верхом без мифов

11k full reads

Скорость путешествий – это скорость лошади. По крайней мере, так обстояли дела до изобретения паровоза. Проблема такова: лошадь не может долго скакать рысью и, тем более, галопом, неся в седле еще и тяжелого всадника. Она быстро устанет.

Поэтому при многодневном путешествии всадник на средненьком коне не так уж сильно превосходит хорошо натренированного человека. Недаром в Древней Греции новости отправляли с пешими гонцами (в Индии и Персии так было еще 200-300 лет назад).

Однако человек хитер и знает, как бороться с конской усталостью. Во-первых, лошадей можно менять: для этого нужно создать систему почтовых станций. Во-вторых, лошадей можно запрягать, тройка обгонит всадника: для этого нужны хорошие дороги. Поэтому к началу XIX века (с отлаженной системой станций и хорошими дорогами) стали возможны фантастические скорости. О них я напишу особую статью!

Казачий сотник Дмитрий Пешков. Фотография конца XIX века
Казачий сотник Дмитрий Пешков. Фотография конца XIX века

Сейчас же мы поговорим про скорость всадника, который путешествует не «одвуконь», не с несколькими лошадьми (как делали кочевники), а на одной. И не может заменить ее в дороге.

Нормальный дневной марш кавалерийского полка по проселочным дорогам в начале XX века составлял 40 или 50 километров. Рекомендовалось тратить на дорогу 7 часов в день со средней скоростью 7 километров в час. Такую скорость боевая часть могла сохранять много дней подряд.

Продолжительность форсированного марша – 70-75 километров. В этом случае рекомендовалось время от времени слезать с коня и вести его под уздцы.

При крайней необходимости кавалерийский полк мог двигаться со скоростью 100 километров в день, но не более двух суток подряд (то есть 200 километров за два дня), после чего требовался двухдневный отдых.

Митрофан Греков. Картина "Трубачи Первой Конной армии" (1934 г.)
Митрофан Греков. Картина "Трубачи Первой Конной армии" (1934 г.)

При этом надо понимать, что, как говорят во флоте, «скорость всего соединения равна скорости самого тихоходного корабля». Кони и всадники бывают разные, поэтому «50 километров в день по плохой дороге» является нижним пределом для боевой лошади. Маленькая группа всадников на сильных и выносливых лошадях может путешествовать быстрее.

Каков тогда верхний предел?

Осенью 1925 года три красных командира – ком. эскадрона М. Рыбалкин, ком. полка М. Савельев и ком. полка Г. Жуков – устроили кавалерийский пробег из Ленинграда в Минск. Через 40 с лишним лет Георгий Константинович опишет этот пробег в мемуарах, и эпизод станет широко известным.

Молодой Жуков. Фотография 1923 года.
Молодой Жуков. Фотография 1923 года.

963 километра от Ленинграда до Минска три всадники преодолели за неделю. Шли переменным аллюром (шаг, потом рысь, потом опять шаг), изредка переходили на галоп. Когда кобыла Жукова захромала, будущий маршал какое-то время должен был везти ее под уздцы. К счастью, это продлилось недолго, и в остальном путешествие прошло без приключений.

Итак, три всадника семь дней подряд развивали среднюю скорость 137,5 километра в день. Это был рекорд группового конного пробега. В конце дороги всадники похудели на 5-6 килограммов, кони – на 10 килограммов.

Надо рассказать еще об одном известном конном переходе: из Благовещенска на Амуре – в Петербург. 7 ноября 1889 года казачий сотник Дмитрий Николаевич Пешков на монгольском коне Серый начал путешествие через Сибирь. Морозы доходили до 40 градусов, но казак и его конь дошли до Петербурга без особых приключений после полугодовой дороги.

Дмитрий Пешков на своем коне в зимнюю стужу
Дмитрий Пешков на своем коне в зимнюю стужу

Они преодолели 8 829,5 километра за 193 дня, то есть каждый день в течение шести с половиной месяцев всадник должен был преодолевать по 45,75 километра. Офицер вел дневник, записывая точное время своих маршей. Оказалось, что за шесть с половиной месяцев Дмитрий Пешков провел в седле 1169 часов (в среднем по 6 часов в сутки), средняя скорость всадника составила 7,5 километров в час.

Таковы возможности лошади и человека.

Читайте продолжение! Про скорость путешествий в экипажах.

Все мои статьи в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Читайте также:

Сопленок, сын Сопли. Колоритные старорусские прозвища
Как бедный оруженосец стал мужем английской принцессы
Убил себя о дверь. Короли Франции: две самых глупых смерти