Как за полгода я сфотографировал весь центр Москвы

1,2K прочитали
Путешествия
Больше по теме

Три сотни улиц и 15 тысяч фотографий

Можно ли за полгода сфотографировать каждый фасад внутри Садового кольца? Имею основания утверждать: да! Можно. Это я и сделал.

Храм Николая Чудотворца на Берсеневке. Фотография моя
Храм Николая Чудотворца на Берсеневке. Фотография моя

Не могу пока сказать, что снял «всю историческую Москву», ибо не меньше трети дореволюционных зданий выстроены за пределами Садового кольца. Сфотографирую их в будущем.

Но все-таки самые интересные кварталы находятся внутри кольца. И это – около 300 улиц с переулками. Их общую длину я не подсчитывал, но там, вероятно, полторы сотни километров, не меньше. А ведь есть еще дворы! Значительную часть дворов я изучил, но все-таки не большинство их. Многие и вовсе недоступны.

Дворик в Замоскворечье. Фотография моя
Дворик в Замоскворечье. Фотография моя

Так что точнее подвести итог фототурне можно так: «Сняты фасады домов внутри Садового кольца. И кое-что во дворах ». Многие здания я сфотографировал с нескольких ракурсов, и получилось 15 тысяч фотографий.

Сложно ли было снять все эти тысячи домов? Несложно, нет! Легко и весело. Хотите, расскажу об этом опыте?

Дом середины XVIII века во 2-м Раушском переулке. Фотография моя
Дом середины XVIII века во 2-м Раушском переулке. Фотография моя

Зачем я это предпринял?

Для Интернет-проектов, для чего ж еще? Хорошо ведь, когда фото уникальные и ваши, когда вы можете их подписать: «фотография моя». Для Интернета это плюс. И эти снимки уже очень пригодились, когда был открыт канал на Дзене! Тут я использую или старые, попавшие в общественное достояние картинки, или свои.

Очень удобно. Захочешь показать, как выглядит сегодня дом, где жил Ключевский, когда был на первом курсе? Вуаля!

Фасад дома, в котором жил Ключевский. Фотография моя
Фасад дома, в котором жил Ключевский. Фотография моя

Не обязательно ходить в Козицкий переулок, просто достаешь снимок из своего сундучка.

А кто виноват во всем? Карантин.

Как это получилось?

В июне, чтоб не растолстеть, я начал большие прогулки. Тут же возникла мысль: извлечь из них двойную пользу, придумать что-то созидательное. Прежде снимал я без порядка, без особенного плана… А теперь родился план!

Я стал прочесывать столицу – квартал за кварталом, улицу за улицей, фотографировал все подряд. Даже «сталинки». Даже и современные дома! Не только красотой, но и уродством можно любоваться…

И только типовые здания, построенные между 1960 и 1990 годами, не снимал совсем. Это ведь абсолютный нуль в эстетическом смысле. Просто квадратные метры жилья.

Все это стало увлекательной игрой! Чтобы все завершить, хватило нескольких десятков прогулок. Никаких сверхъестественных трудов.

Палаты Аверкия Кириллова. Фотография моя
Палаты Аверкия Кириллова. Фотография моя

Как привести в порядок гору снимков?

Раз уж зашла речь о трудозатратах, отобрать и рассортировать все эти кадры – занимало почти столько времени, сколько и сам процесс фотосъемки. Надо ведь было привести в порядок эти 15 тысяч фото, каждое привязать к адресу и положить в нужную папку.

Действия были таковы: скажем, я возвратился после трехчасовой прогулки, полтора часа из них ушли на съемку. Я снял шесть переулков, у меня четыре сотни фотографий, половина из них – дубли или неудачные. Перекинув эти файлы на компьютер, первым делом удаляю лишнее.

Дом купца Игумнова на Якиманке в тени храма Иоанна Воина. Фотография моя
Дом купца Игумнова на Якиманке в тени храма Иоанна Воина. Фотография моя

Потом для каждого из этих переулков завожу по папке. Переулков много, и они отсортированы по историческим районам. Скажем, папка «Сивцев Вражек» лежит в верхней директории «Между Арбатом и Пречистенкой», а та – в «Земляном городе». Файлам-картинкам в каждой папке я даю имена, привязанные к номерам снятых домов. Допустим, название файла л007с2-3 говорит о том, что это третий снимок дома номер 7 строение 2. Перед нечетными домами пишу букву «л» («левый), а перед четными «п» («правый»), чтобы в начале списка появилась одна сторона улицы, в конце – другая. Очень удобно!

Ограда дома купца Игумнова. Фотография моя
Ограда дома купца Игумнова. Фотография моя

Чтобы рассортировать оставшиеся две сотни снимков, трачу полтора часа – столько же времени, сколько снимал. Главное – без ошибки идентифицировать каждую фотографию. Для этого я пользуюсь панорамами Яндекс-карт. Однако Яндекс снял почти одни фасады, у меня же половина фотографий может быть во дворах. Как тут быть? Главное – разобрать снимки из дворов по горячим следам – в тот же день. Пока все помню досконально. Кроме того, во дворах я делаю специальные «панорамные» фотографии, чтоб точно было ясно, где что расположено (после сортировки я их удалю).

Дворец Лобановых-Ростовских на Мясницкой, со двора. Фотография моя
Дворец Лобановых-Ростовских на Мясницкой, со двора. Фотография моя

Вопросы техники

Так я гулял раз сорок или пятьдесят с июня по октябрь (пять месяцев), пока не отснял почти все. Главным моим противником была «зеленка» и узость переулков. Поэтому бульвары я сфотографировал позже, в январе, когда нет листьев. А некоторые доходные дома придется переснимать с более совершенной техникой, ибо они плохо влезли в кадр.

Решетка в Большом Харитоньевском переулке. Фотография моя
Решетка в Большом Харитоньевском переулке. Фотография моя

Да! Я снимал на телефон. Это, естественно, не фотокамера! Но теперь можно даже с телефона сделать нестыдные снимки. Если решил обойти тысячи домов, то все равно не хватит времени фотографировать по-профессиональному. Это будет следующий этап – улучшу навыки, приобрету достойную технику и снова отсниму: теперь уже не все, а лишь самое вкусное и интересное.

Кое-чему учился уже во время летних прогулок. Вначале было очень много откровенно плохих снимков. А потом понял: набиваю руку. Мне все еще как до Луны до настоящего фотографа, но когда захожу, скажем, на Викимапию, вижу, что 95% фотографий на этом ресурсе хуже, чем в моей коллекции.

Дом страхового общества «Россия», вид с Боброва переулка. Фотография моя
Дом страхового общества «Россия», вид с Боброва переулка. Фотография моя

Напоследок скажу: с «аборигенами» во время съемок не было особенных проблем. Охранники сами рассказывали о своих зданиях (правда, я не ходил туда, где все строго). Даже посольства не интересуются фотографами: лишь в одном случае просили не снимать.

Как оказалось, сфотографировать весь центр Москвы – это замечательное приключение!

Храм Варвары Великомученицы на Варварке. Фотография моя
Храм Варвары Великомученицы на Варварке. Фотография моя

Нет, это не специально! Голубь сам летел.

Все мои статьи исторической тематики, в том числе материалы по старой Москве вы можете найти в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Читайте также:

Чистопрудный бульвар на дореволюционных фотографиях
Почему Рим стал империей, а Афины и Спарта не стали
Как сын швеи и коробейника выходил в люди, начало XIX века