Сколько верст в день проезжал Пушкин? Голые факты

4,2k full reads
8,1k story viewUnique page visitors
4,2k read the story to the endThat's 53% of the total page views
4 minutes — average reading time

Собрал данные и посчитал скорость путешествий Пушкина по России (к вопросу о дорогах, почтовых станциях и лошадях). Результат – удивил меня. Прежде я обладал менее полной информацией о перемещениях поэта, поэтому «картинка» была другая.

Для своих подсчетов я взял однотомную хронику: Н. А. Тархова. Жизнь Александра Сергеевича Пушкина. М., 2009. Там даются даты путешествий с точностью до дня (иногда – до нескольких часов), и очень часто также – расстояния в верстах.

По науке, следовало бы использовать фундаментальную «Летопись жизни А. С. Пушкина», но в этом случае на одну статью ушла б, наверное, неделя, а результат вряд ли был бы иным. По этой же причине я исключил южные (Одесса, Эрзерум…), восточные (Оренбург) путешествия и не рассматривал маленькие поездки в пределах одной губернии («Петербург – Царское село»).

Я решил ограничиться Центральной Россией (Петербург – Михайловское – Москва – Болдино): Поэт здесь ездил много раз, и я учел абсолютно все его поездки. Так, например, по дороге Москва-Петербург Пушкин проехал 15 раз, в большинстве случаев точные даты – известны. С какой же скоростью он двигался?

С подорожной по собственной надобности. Копия рисунка П. И. Челищева
С подорожной по собственной надобности. Копия рисунка П. И. Челищева
С подорожной по собственной надобности. Копия рисунка П. И. Челищева

Путешествие из Москвы в Петербург

Длина «нового» шоссе составляла 702 версты (749 км.). Как правило, Пушкин прибывал в пункт назначения на четвертые сутки. Например, 16 июня 1833 года он выехал из Москвы в коляске, которая в дороге ломалась, и прибыл в Петербург днем 19 июня. Таким образом, дорога продолжалась трое суток или, вероятно, немногим больше. Ведь чаще всего (прочем, не всегда!) в путь отправлялись утром.

Впрочем, известны случаи, когда дорога занимала ровно трое суток и даже меньше.

Нормальную длительность путешествий Пушкина между Петербургом и Москвой я принимаю как 3-4 суток. Получаем среднюю скорость 175-234 верст (187-250 км) в день. Во время двух поездок среднесуточная скорость даже превышала 250 километров. Добиться таких скоростей можно было, меняя лошадей на почтовых станциях.

Но это была лучшая в стране дорога. Как обстояли дела в других местах?

Петербург – Михайловское

В первый раз Пушкин поехал из Петербурга в Михайловское в 1817 году, путь занял 432 версты (460 километров). Не знаю, изменялся ли сколько-нибудь маршрут более поздних поездок, но вряд ли дорога могла стать намного короче или длиннее. Так что возьмем 432 версты за константу. Поэт проехал по этому маршруту 12 раз. В семи случаях точные даты известны: пять раз Пушкин завершал путь на четвертые сутки, в двух случаях – только на третьи сутки. Вероятно, в среднем путешествие занимало 3-3,5 суток, что дает суточную скорость 123-144 версты (131-153 км). Так Пушкин ездил по провинциальным дорогам. Впрочем, это далеко не все!

Пушкин. Портрет работы Ореста Кипренского, 1827
Пушкин. Портрет работы Ореста Кипренского, 1827
Пушкин. Портрет работы Ореста Кипренского, 1827

Михайловское – Псков – Москва

Расстояние от села Михайловское до губернского города Псков составляло 104 версты (111 километров). 4 сентября 1826 года, вместе с фельдъегерем Пушкин выехал из села на заре и был во Пскове уже в первой половине дня. Дальнейший путь из Пскова в Москву – это 740 верст (789 километров). Уладив некоторые дела в губернском городе, поэт выехал вечером 4 декабря и был в Москве утром 8 декабря, то есть через 3,5 суток. Он ехал на встречу с Николаем I («по казенной надобности») со скоростью 211 верст (226 километров) в день.

В 2-8 ноября того же года (6-7 суток) Пушкин поехал из Москвы в Михайловское (844 версты) «по своей надобности». На этот раз дорога оказалась скверной и не без приключений. Средняя скорость снизилась до 130 верст (138 километров) в сутки.

«Дорога от Москвы до Михайловского на сей раз была трудной и долгой, сломались два колеса у коляски, пришлось добираться на почтовых».

Впрочем, обратный путь в Москву, 16(?)-19 декабря, Пушкин, предположительно, проделал с «фельдъегерской» скоростью – вновь более 200 верст в день. Хотя на этот раз не мог располагать хорошей подорожной, позволявшей получить вне очереди лошадей. Наверное, помог удобный зимний путь.

Тройка зимой. Картина Николая Сверчкова
Тройка зимой. Картина Николая Сверчкова
Тройка зимой. Картина Николая Сверчкова

Выходит, скорость путешествий по провинции бывала очень разная.

Петербург – Малинники

Пять раз Пушкин проезжал из Петербурга в имения друзей (под Старицей в Тверской губернии): Берново, Малинники и Павловское. Дорога составляла приблизительно 495 верст (528 километров) и обычно занимала 2,5 дня: 198 верст (211 километров) в сутки.

Часть этого пути приходилась на шоссе между Москвой и Петербургом.

Москва – Полотняный Завод

199 верст (212 километров) от Полотняного завода до Москвы Пушкин с супругою проехали за один день, 6 сентября 1834 года. Отправились утром, доехали к вечеру.

Москва – Болдино

Несколько раз поэт ездил из Москвы в Болдино и обратно. Дорога составляла 540 верст и занимала около трех суток. Получаем 180 верст (192 километра) в день.

Примерно с такой скоростью можно было ездить по русской провинции, если вы титулярный советник (Пушкин имел этот маленький чин в конце жизни) и не «по казенной надобности» путешествуете.

Одесса – Михайловское

Как ни странно, «по казенной надобности» Пушкин поехал в ссылку. Это означало, что сменных лошадей будут давать вне очереди. Кроме того, едущему «по казенной надобности» давали деньги на «прогоны» (то есть на аренду лошадей). Ссылка Александра Сергеевича стоила казне 389 рублей и 4 копейки. Ссыльному было предписано не задерживаться и ехать строго по тому маршруту, который был указан в подорожной.

Правда, поэт решил "срезать" маршрут и вместо 1621 версты проделал 1530 (1632 километра). Путешествие из Одессы в Михайловское через

города Николаев, Елисаветград, Александрия, Кременчуг, Хороль, Лубны, Пирятин, Прилуки, Нежин, Чернигов, Белица, Чечерск, Пропойск, Могилев, Орша, Бабиновичи, Витебск, Полоцк, Себеж, Опочка

началось 1 августа 1824 года и завершилось 8 августа. Это 7 суток (или ближе к 8 суткам). Теперь мы видим, что Пушкин ехал со скоростью 191-218 верст (203-232 километра) в сутки.

Тройка (фельдъегерь). Картина Аркадия Орловского, 1812
Тройка (фельдъегерь). Картина Аркадия Орловского, 1812
Тройка (фельдъегерь). Картина Аркадия Орловского, 1812

Резюме

Я сильно ошибся в одной из предыдущих статей: Лотман ввел меня в заблуждение. 100 километров в день не было нормальной скоростью поездки на сменных лошадях. Такая скорость составляла 150-200 километров даже у «нечиновных» путников.

Быстрее 200 километров (иногда 250 километров) в сутки обычно ездили «по казенной надобности» или по шоссе Петербург-Москва.

И тут мы видим: разница невелика! Что говорит – внезапно – о неплохом состоянии дорог в «глубинке» и о том, что ждать лошадей приходилось, в общем и целом, недолго (да, эти простои раздражали Пушкина и вошли в его творчество, но на реальной скорости его поездок не так уж сильно отражались).

Короче говоря, система почтовых станций при Николае I работала как часы. Можно сказать, в то время от лошади удалось взять все, что она могла дать. Чтобы повысить скорости, оставалось только строить железные дороги.

Все мои статьи в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Читайте также:

Сретенский бульвар, дореволюционная фотопрогулка
Скорость путешествия верхом без мифов
Погружение в древность. Сходим в некрополь Донского монастыря!