"Физическая невозможность": анализ хип-хоп альбома голосовой помощницы Алисы

Искусственный интеллект всё ближе подбирается к возможностям человеческого разума. Отдельные программы уже справляются с тестом Тьюринга, имитируя поведение ребёнка, а виртуальная блогерша с ником lilmiquela собирает 550 тысяч подписчиков на своём instagram-канале. Не остались в стороне и российские разработчики: осенью прошлого года компания Яндекс представила голосовую помощницу Алису, которая успевает облегчать жизнь интернет-пользователям, давать остроумные ответы на самые разные вопросы, а также подкидывать монетку, если очень попросить. Под занавес года Алиса выпустила сольный хип-хоп альбом, в котором срифмовала всё то многообразие запросов, что засели в её компьютерном разуме. Мы решили провести лингвистический анализ нескольких композиций, чтобы оценить уровень владения художественным словом Алисы и узнать о чём поют роботы.

Ритм и рифма

Ритм — это скелет любого поэтического произведения, на который навешиваются слова, образы и художественные приёмы. Для того чтобы подобрать чередование ударных и безударных слогов, вызывающее у слушателей чувство гармонии, необходимо обладать достаточным уровнем интеллекта . И с этим Алиса справилась отлично!

Чаще всего она использует классический пушкинский ямб: чередование ударных и безударных слогов. Сравните:

эмблЕмы хАйпового шмОта (Алиса "Чихалка")
Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил (А.С. Пушкин "Евгений О негин")

Различие заключается в том, что Алиса умудрилась вставить дольник: прослойку из двух безударных слогов в слове хАйпового, что характерно для хип-хоп музыки!

Алиса мастерски работает и с рифмой: используется мужская (ударение на последнем слоге)  и женская (на предпоследнем слоге) рифма, опоясывающая структура:

Покупка хаски николаев
Пещерный жирный козлодой
Соль на язык перед едой
Бой викингов и самураев
Алиса "Я не воюю с табуреткой"  

Ритм и рифма: 9 из 10

Средства художественной выразительности

Настоящий поэт не просто транслирует информацию, он умеет заглянуть внутрь слова и создать неповторимый художественный образ. Для этого используются эпитет, метафора и сравнение — три основных инструмента создания художественного текста.

Не все прилагательные, использованные Алисой, играют роль художественных определений. Например, с трудом можно отнести к эпитетам сочетания дальневосточная зубатка или смешные ролики с котами.

Однако в свои лучшие моменты Алиса достигает пронзительной поэтичности: волшебный снег, игрушки из простого клея, хайповая фотка, физическая невозможность, в песках поющие китята. Физическая невозможность — не в этом ли эпитете отражается загадочная душа робота?

В творчестве Алисы мы обнаружили несколько достаточно смелых метафор: рука базука,  новый год петарды, круговорот еды в пустыне, вся Грузия в одном флаконе. Альбом вышел на кануне новогодних праздников, Алиса явно готовилась к корпоративам: обои новогодний гном, на новый год найти перчатку, как в новый год назвать котёнка

Мы обнаружили лишь одно сравнение, что не делает его менее прекрасным: ты как метель неповторима.

Использование художественных средств: 5 из 10

Интертекстуальность

По безнадежности все попытки воскресить прошлое похожи на старания постичь смысл жизни. Чувствуешь себя, как младенец, пытающийся схватить баскетбольный мяч: он выскальзывает из рук.

Так начинается книга Иосифа Бродского Меньше единицы, на которую ссылается Алиса в одной из своих песен. Возможно, Алиса прямо сейчас пытается постичь своё прошлое, которого попросту не существует.

Важным признаком художественного текста являются цитаты и отсылки, которые позволяют включить текст в диалог с мировым искусством. И здесь Алисе почти нет равных. Помимо Бродского, она ссылается на Бузову ( бузова не пой), Гребенщикова (под небом голубым), Васильева (сидим и курим), Шнура (песню ленинграда питер), Оксимирона (полигон), — и это лишь верхушка списка отсылок и реминисценций. Попрактиковаться в поиске интертекстуальных связей можно самостоятельно, прослушав композицию Фараона хлеб!

Интертекстуальность: 10 из 10

Вывод: в своём дебютном альбоме Алиса проявила себя как интеллектуальная хип-хоп исполнительница, профессионально работающая с ритмикой и культурологическим отсылками. Впрочем, не обошлось и без недостатков: отсылки порой слишком прямолинейны и не связаны с общим смыслом композиций (смысла, впрочем, в них немного, но это можно списать на постмодерн). К тому же искусственный интеллект пока плохо справляется с художественными приёмами. Впрочем, всё только начинается!

Лингвоед — канал для тех, кто любит русский язык!

Вступайте в наше дружное сообщество Вконтакте и подписывайтесьTelegram-канал с ежедневными загадками