Как на самом деле живут оленеводы в тундре и почему большинство из тех, кто там не был заблуждаются

96K прочитали

Несмотря на все блага цивилизации, эти люди осознанно выбирают жизнь в тундре и кочуют вместе с огромным стадом оленей.

Зимой я четыре дня прожила вместе с оленеводами-ненцами. И несколько раз заезжала в гости летом к семьям хантов. И это не какие-то туристические чумы в "этно-деревнях". Все семьи реальные и живут своей обычной жизнью, в которую на время согласились впустить меня и моих друзей.

Несмотря на все блага цивилизации, эти люди осознанно выбирают жизнь в тундре и кочуют вместе с огромным стадом оленей.  Зимой я четыре дня прожила вместе с оленеводами-ненцами.

И каждый раз, когда я начинаю рассказывать об этих поездках и быте людей, то встречаюсь с кучей заблуждений и мифов, которые читатели транслируют из комментария в комментарий. И мне становится немного обидно. Потому что в реальности жизнь в чуме совсем не такая, как многие её представляют.

"В чуме грязно и плохо пахнет"

На эту же тему история про девочку, которую охотники нашли в тундре, отмыли, а потом её родители отказались забирать малышку обратно в тундру. Потому что был смыт "защитный слой грязи". Эту историю мне рассказывала даже владелица фермы, той, куда моя дочь ездит кататься на лошадях. Вот настолько широко история пошла "в народ". Да, летом в тундре очень много комаров, мошек и прочего гнуса.

Несмотря на все блага цивилизации, эти люди осознанно выбирают жизнь в тундре и кочуют вместе с огромным стадом оленей.  Зимой я четыре дня прожила вместе с оленеводами-ненцами.-2

Но, во-первых, оленеводы стараются специально организовывать стойбища там, где мошек сдувает ветром. А во-вторых, уже давно изобрели репелленты. И ненцы с хантами отлично умеют ими пользоваться. Так же, как и жидкостью для мытья посуды и влажными салфетками.

Несмотря на все блага цивилизации, эти люди осознанно выбирают жизнь в тундре и кочуют вместе с огромным стадом оленей.  Зимой я четыре дня прожила вместе с оленеводами-ненцами.-3

Более того, за чумом может стоять стиральная машинка.

А порядок внутри зависит от конкретной хозяйки. Но везде, где я была, никакого неприятного запаха не чувствовалось - всё выветривается и выдувается.

Я была в чуме, где было чище, чем порой у меня в квартире. :) Конечно, поддержание чистоты и уюта требует намного больше сил и времени, чем в городе, но хозяйки отлично справляются.

"Оленеводы живут в глуши без благ цивилизации"

Тут тоже мимо. Во многих чумах есть телевизор. При этом оленеводы на снегоходах отправляются пасти стадо, используют и квадроциклы. Есть генератор, бензопила, а иногда и стиральная машинка.

У детей есть игры на мобильном телефоне, есть книги, взрослые смотрят фильмы и сериалы, которые заранее скачивают в городе. А на стене чума висит рация и спутниковый телефон. Люди ездят на такси (вызывают прямо на трассу, рядом с которой может стоять чум), бывают на праздниках, путешествуют. Одним словом, ведут такую же жизнь, как и другие люди. За исключением того, что их дом в тундре.

"Едят только одну оленину и рыбу"

Очевидно, что магазинов в тундре нет. Но это не мешает семье делать запасы. Поэтому на столе бывают и фрукты с овощами, и молочные продукты. Оленина, кстати, читается деликатесом. Ведь олень дорогой, намного выгодней, чтобы стадо увеличивалось и олени размножались. Поэтому в пищу идут те животные, от которых уже не будет толка. Да и то, это случается только по праздникам.

Несмотря на все блага цивилизации, эти люди осознанно выбирают жизнь в тундре и кочуют вместе с огромным стадом оленей.  Зимой я четыре дня прожила вместе с оленеводами-ненцами.-6

На столе обычно же колбаса, сыр, печенье, конфеты, сгущёнка и варенье. Рыбу достали для нас, гостей. Мне показалась, что местные намного больше уважают колбасу, чем оленину и рыбу.

От того стойбища, где я гостила зимой, можно примерно за час добраться до "Пятёрочки": 10 минут на снегоходе и 50 - на такси. От летней стоянки было дальше, там километров 200 по тундре. Но и тут есть выход. Мимо стойбища регулярно ездят на гусеничных вездеходах, и водителю всегда можно заказать "доставку" продуктов. Именно поэтому арбуз рядом с чумом в тундре не вызывает особого удивления.

"Кочевник - значит, бедный"

Конечно, золота и бриллиантов вы в чуме чаще всего не встретите. Но почти у каждой семьи есть парочка квартир в посёлке или городе, куда они приезжают "на отпуск". Например, в Салехарде меня подвозил "оленевод" на новеньком "Прадике". Молодой парень, который вместе с семьей сейчас строит большой дом в городе. А свое семейное стадо, находящееся в тундре, они с родственниками пасут вахтами: полгода одни в тундре, а другие в городе, а потом меняются.

Несмотря на все блага цивилизации, эти люди осознанно выбирают жизнь в тундре и кочуют вместе с огромным стадом оленей.  Зимой я четыре дня прожила вместе с оленеводами-ненцами.-8

Да что там говорить: стоимость чума может составлять около миллиона рублей. А ведь ещё и зимняя одежда, и снегоход. И стадо оленей. Стоимость мяса одного целого оленя - около 10 000 рублей. Самый дорогой олень - беременная важенка, её стоимость доходит до 150 000 рублей. Но на мясо их почти не продают.

Несмотря на все блага цивилизации, эти люди осознанно выбирают жизнь в тундре и кочуют вместе с огромным стадом оленей.  Зимой я четыре дня прожила вместе с оленеводами-ненцами.-9

Намного выгоднее торговать пантами. В стаде легко может быть несколько сотен голов. И это по местным меркам мало: в одной из семей было стадо в 2000 оленей. Вот и считайте, какой это капитал и можно ли людей с таким "инвестиционным счётом" считать бедными.

"Гостям предлагают самое лучшее. И жену"

Уже сбилась со счёта, сколько раз в комментариях к своим постам в том или ином виде я встречала фразу: "И каково было автору ночевать с женой хозяина?" Оставим за кадром то, что многие комментаторы даже не стали разбираться в том, что автор этого блога тоже женщина. Но и мужчинам никто подобного предложения не делал. И вряд ли в современном мире сделает.

Несмотря на все блага цивилизации, эти люди осознанно выбирают жизнь в тундре и кочуют вместе с огромным стадом оленей.  Зимой я четыре дня прожила вместе с оленеводами-ненцами.-10

Дело в том, что лет 100 назад такое действительно могло произойти. Есть всего 2 основных рода ненцев. Хантов же чуть побольше, но тоже немного. А браки между родственниками, как вы знаете, могут приводить к разным генетическим патологиям. Именно поэтому раньше было важно "разбавлять" кровь. Сейчас так уже никто не делает.

Несмотря на все блага цивилизации, эти люди осознанно выбирают жизнь в тундре и кочуют вместе с огромным стадом оленей.  Зимой я четыре дня прожила вместе с оленеводами-ненцами.-11

Да, жизнь в тундре и чуме нельзя назвать лёгкой. Но эти люди делают осознанный выбор. У них есть возможность жить в комфортных условиях в посёлке. Но они выбирают тундру и оленей, комментируя это так: "В городе тесно и душно, а в тундре дом".

И этим выбором нельзя не восхищаться.