Антагонист, злодей и антигерой: какие между ними различия

8,4k full reads
10k story viewsUnique page visitors
8,4k read the story to the endThat's 78% of the total page views
1 minute — average reading time

Несмотря на кажущееся сходство, это совершенно разные понятия и обозначают они разных персонажей. Отчасти связаны только «антагонист» и «злодей». Но давайте обо всём по порядку.

Антагонист, злодей и антигерой: какие между ними различия

Антагонист и злодей

В любой художественной книге должен быть протагонист – главный герой, движущий сюжет. Это центральный персонаж, которому автор уделяет максимум внимания, и образ которого прорабатывается особенно тщательно.

Протагонисту противостоит антагонист. Без него сюжет не развивается или превращается в вялотекущее, лишённое смысла повествование. Антагонист создаёт герою препятствия, тем самым оживляя текст, заставляет центральный персонаж шевелиться, сопротивляться, бороться и развиваться.

В качестве антагониста могут выступать не только личности, но и общество, обстоятельства, какие-то внутренние проблемы самого героя, с которыми ему приходится справляться. Например, трусость или чрезмерная самоуверенность, негативное восприятие мира или, наоборот, слишком восторженное.

Если в образе антагониста выступает человек или какое-то другое разумное существо, то его часто называют злодеем, потому что он сознательно и целенаправленно вредит герою или стремится уничтожить то, что тому дорого. Более подробно о роли злодея в художественном тексте можно прочитать в других моих статья, ссылки на которые будут в конце текста.

Классический злодей - Кощей Бессмертный (Александр Филиппенко) из фильма "Там на неведомых дорожках".
Классический злодей - Кощей Бессмертный (Александр Филиппенко) из фильма "Там на неведомых дорожках".
Классический злодей - Кощей Бессмертный (Александр Филиппенко) из фильма "Там на неведомых дорожках".

Антигерой

Антигерой, в отличие от злодея, - это протагонист, то есть главный персонаж повествования, вокруг которого строится сюжет. Но его нельзя назвать героем, потому что геройские качества у него отсутствуют.

Ну никак не тянет на звание героя, например, Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н. В. Гоголя «Шинель». В XIX веке была создана целая галерея таких антигероев, которые получили название «маленькие люди».

Но антигерой может наделён чертами сильной личности, быть выдающимся человеком, вызывать симпатию или, по крайней мере, уважение. Классический пример такого антигероя – Остап Бендер.

Андрей Миронов в роли Остапа Бендера.
Андрей Миронов в роли Остапа Бендера.
Андрей Миронов в роли Остапа Бендера.

К разряду антигероев можно отнести и так называемых лишних людей в литературе XIX века. Это интересные, сильные личности, противостоящие обществу. Вот только никаких геройских поступков они не совершают, да и с моралью у них часто не всё в порядке. Онегин и Печорин, Базаров и Раскольников – образы этих персонажей недаром вызывают недоумение у школьников и закономерный вопрос: «Какие же они герои?». Обломов из романа Гончарова тоже антигерой, хоть и несколько другого типа.

Даже в детской литературе есть свои антигерои, например, Незнайка.

Один из интересных видов таких персонажей– трикстер. Но о нём я расскажу в одной из следующих статей.

А сейчас я ненадолго прощаюсь с вами. Не унывайте!

"Срочно требуется злодей"

"Я придумала злодея..."