Его Величество Глагол

1,3k full reads
2k story viewsUnique page visitors
1,3k read the story to the endThat's 68% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Попросили меня в комментариях рассказать о проблеме согласования времен глаголов в художественном тексте. Проблема интересная и неоднозначная, но я, подумав, решила сначала поговорить с вами о самом глаголе. Это же такая удивительная часть речи! При множестве форм он обладает практически неисчерпаемыми выразительными возможностями. Но о них часто забывают. А зря.

Его Величество Глагол

Сила глаголов

Глаголы – это части речи, передающие действия, и они наделяют текст жизнью, не красотой и вычурностью, а именно жизнью. Не будет глаголов, и текст умрёт, как умирает живое существо, лишённое жизненной энергии.

Об этом нередко забывают начинающие авторы. Стремясь к яркости и метафоричности языка, украшают предложения многочисленными прилагательными, сравнениями, наречиями, причастиями. И даже там, где, казалось бы, не обойтись без глагола, заменяют его деепричастием.

«Размахнувшись и сильно ударив кулаком в каменную, заросшую плющом стену, я, охнув от резкой боли в сбитых костяшках пальцев, внезапно заметила притаившуюся в густой листве дверь».

Чем плохо это предложение? Ничем, но оно станет лучше, если уменьшить количество деепричастий и увеличить – глаголов.

Натюрморт Александра Сенчина
Натюрморт Александра Сенчина
Натюрморт Александра Сенчина

Сила глагола необходима в первую очередь при описании динамичных сцен, например, боя и погони.

Вот небольшой отрывок, всего два предложения из повести В. Быкова «Сотников»: «Выстрел его грохнул подобно удару грома, гаубица сильно сдала назад, больно ударила панорамой в скулу; внизу, из-под незакреплённых сошников, брызнуло искрами от камней, одна станина глубоко врезалась сошником в бровку канавы, вторая осталась на весу на дороге. Сквозь пыль, поднятую выстрелом, он ещё не успел ничего разглядеть, но услышал, как радостно закричал наводчик, и понял, что попал».

В этих двух предложениях чувствуется колоссальная сила экспрессии, динамика и ярость боя. И обратите внимание, в двух предложениях 12 глаголов.

Богатство глаголов

В русском языке с его многообразием форм глаголов, эта часть речи может передавать не только действие, но и эмоциональное состояние, экспрессию, отношение, оценки, характеристики и т. д.

Вообще, в нашем языке потрясающее количество глаголов, которые, вроде бы являясь синонимами, тем не менее различаются нюансами смысла и эмоциональными оттенками. Вот смотрите, сколько глаголов, обозначающих речевые действия: сказал, промолвил, высказался, проговорил, выразил мнение, пробормотал, прошептал, проворчал, зарычал, рявкнул, взвизгнул, воскликнул, вскрикнул, спросил, поинтересовался, полюбопытствовал, решил узнать, ответил, заметил, повторил, поддакнул, возмутился, описал и ещё очень много. К тому же есть глаголы, связанные с передачей эмоциональных состояний, которые тоже используются в прямой речи для описания речевых действий: вздохнул, обрадовался, опечалился, расстроился, засмущалась, вспыхнула, засомневалась и т. д.

Согласитесь, достаточно, чтобы сделать яркими диалоги.

Взято с Яндекс-картинок
Взято с Яндекс-картинок
Взято с Яндекс-картинок

Кстати, глагол – это уникальная часть речи – только из одних глаголов можно написать целый рассказ. Такие рассказы давно гуляют по сети. Вот отрывок из одного, который называется «Один день женщины».

«Очнулась. Взглянула. Обомлела — проспала! Вскочила, стала будить. Буркнул, отвернулся. Растолкала, подняла. Кинулась разогревать, накрывать, накручиваться…
Позвала. Молчит. Заглянула — накрылся, храпит. Пощекотала. Лягнул. Рявкнула! Замычал, поднялся, поплёлся…
Опоздаю!! Выскочила, помчалась. Отходит! Догнала, уцепилась, повисла. Доехала. Спрыгнула. Звенит!
Побежала, ворвалась, отпихнула, проскочила. Отлегло!..»

Это далеко не весь рассказ. Кто хочет продолжения, поищите в интернете «рассказ из одних глаголов».

Глаголы и характер героя

Использование глаголов для характеристики героя делает его живым. Это как раз один из приёмов, когда автор не рассказывает, а показывает, в том числе и эмоциональное состояние персонажа. Вот он «раздражено дёрнул головой, поправил упавшую на лоб прядь волос, потеребил пуговицу на сюртуке, нервно пригладил белоснежную манжету, стряхнул незаметную пылинку с рукава». В этих суетливых движениях сразу чувствуются эмоции героя.

Вот как о роли действий и глаголов в характеристике персонажа писал А. Н. Толстой:

«В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот подсказывает мне глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию. Если одного движения недостаточно для характеристики, — ищу наиболее замечательную особенность (скажем — руку, прядь волос, нос, глаза и тому подобное) и, выделяя на первый план эту часть человека определением, даю её опять-таки в движении, то есть вторым глаголом детализирую и усиливаю впечатление от первого глагола».

Глагол повелительного наклонения. Кадр из мультфильма "В стране невыученных уроков"
Глагол повелительного наклонения. Кадр из мультфильма "В стране невыученных уроков"
Глагол повелительного наклонения. Кадр из мультфильма "В стране невыученных уроков"

При всём многообразии видов и форм глаголов есть один вид, которого стоит по возможности избегать. Это страдательный залог глагола. Например: «Этот дом был построен дедом ещё до моего рождения». Лучше так:
Его Величество Глагол
«Дед построил этот дом задолго до моего рождения» — такое предложение стилистически правильнее, и ненужное «был» исчезло.

Страдательный залог уместен, если действие совершается внезапно, непроизвольно. «Внезапно работа была прервана». И всё равно чаще эта форма глагола используется в деловом и научном стиле, где не принципиален субъект действия. В художественном тексте страдательный залог считается канцеляризмом.

Вот пока и всё. Ещё об одной проблеме стилистики русского языка, связанной с глаголами, поговорим в следующей статье. До встречи. Успехов и добра.