Герой должен страдать

2,3k full reads
3,2k story viewsUnique page visitors
2,3k read the story to the endThat's 72% of the total page views
3 minutes — average reading time

Мысль написать статью на эту тему у меня появилась давно, но все руки не доходили. Идея эта не новая, к ней обращались многие писатели и литературные критики. Но как-то яснее от этого она не становилась.

Да, герой должен пройти через страдания. Но зачем и кому это нужно? Почему нельзя написать книгу просто о счастливых людях, а нужно обязательно их через какую-нибудь гадость протащить?

Герой должен страдать

И вот пока я лежала несколько дней с высокой температурой в состоянии медузы на галечном пляже, я попыталась вспомнить хотя бы одну книгу с полностью благополучными героями. Не со счастливым концом, а с героями, которые были бы счастливы от первой до последней строчки. Нет, ни одной книги я не вспомнила. Причём чем ближе произведение к классике, тем страдания отчётливее, ярче и даже безнадёжнее — счастливый конец там тоже далеко не всегда радует.

В чём же здесь дело? Неужели читателям неинтересно читать о счастливых людях? Или это из-за того, что за всё, в том числе за счастье, нужно платить?

Зачем нужны страдания в книге

Вообще, книги, где персонажи страдают мало, обычно менее популярны, они воспринимаются пресными, скучными и неинтересными. Особенно ценятся страдания сильного героя, который вынужден противостоять такому же сильному антагонисту, подвергаться тяжёлым испытаниям, издевательствам, но в итоге не сломаться, выстоять, стать сильнее и победить.

Недавно я редактировала книгу (думаю, она уже вышла из печати или в скором времени выйдет), в которой страдания сильной личности описаны настолько ярко и реалистично, что даже дрожь пробирала. Причём по собственной воле я такое читать не стала бы – слишком уж трагично.

Но кому-то нравятся такие, как называет это одна моя знакомая писательница, «страдания хромой собачки». Так вот, зачем это надо?

"Падший ангел". Фрагмент. Художник Александр Кабанель.
"Падший ангел". Фрагмент. Художник Александр Кабанель.
"Падший ангел". Фрагмент. Художник Александр Кабанель.

Почему страдания героя – важное условие успеха книги?

  1. Потому что в книге нужен конфликт, который должен разрешить герой, трудности, которые он должен преодолеть. Слабый герой, просто плывущий по течению жизни, никому не интересен. Даже «маленькие люди» в произведениях XIX века привлекали читателя своими страданиями.
  2. Переживания героя должны быть понятны и близки читателю, чтобы он мог примерить их на себя. Поэтому мужчинам крайне редко интересны любовные романы с их страдающими от неразделенной любви героинями. Правда, лучшие любовные романы написаны мужчинами, но написаны они для женщин. То есть страдания позволяют отождествиться себя с героем и острее почувствовать перипетии сюжета.
  3. Есть в психологии понятие: «зеркальные» нейроны. Это клетки головного мозга, отвечающие за эмпатию, за сопереживание, за сострадание. Они имеются не только у человека, но и у всех высших животных. Активизирует работу этих нейронов не только реальная ситуация сопереживания, но и её яркое художественное описание, которое включает воображение. Активность «зеркальных» нейронов делает работу мозга более полноценной, восприятие и осмысление более объёмным и глубоким. То есть читатель в большей степени проникается замыслом автора и погружается в сюжет.
  4. Сочувствие обладает целебной силой. Проходя вместе с героем через страдания, испытывая страх за его судьбу, горюя из-за его бед и обид, читатель переживает состояние катарсиса – его негативные эмоции очищаются и высвобождаются, как говорят, душа омывается слезами. И человек испытывает чувство облегчения, а свои проблемы ему кажутся не такими уж глобальными.
  5. Ну, и пройдя через страдания, герой же должен одержать победу. Не сломаться, не прогнуться перед злодеем или жизненными обстоятельствами, а стать сильнее. И тогда сопереживавший герою читатель его победу будет ощущать хоть немного, но своей тоже. А если у произведения плохой конец, центральный персонаж оказался неспособен победить, или его победа не принесла ему радости? Большинство современных читателей это не оценят и почувствуют разочарование. Ведь писатель их обманул — они-то всю книгу надеялись на победу.
В. Гёте "Страдания юного Вертера". Иллюстрация художника Жана Батиста-Симоне (XVIII век).
В. Гёте "Страдания юного Вертера". Иллюстрация художника Жана Батиста-Симоне (XVIII век).
В. Гёте "Страдания юного Вертера". Иллюстрация художника Жана Батиста-Симоне (XVIII век).

Есть ещё один не менее значимый вопрос: как организовать эти страдания.

Как заставить страдать героя

Нет, если речь идёт о боевике, фэнтези и фантастике, то придумать герою испытания проще. Главное, чтобы эти испытания были на грани возможного, а физические страдания дополнялись моральными. Вот, например, убил космический рейнджер монстра на незнакомой планете, а тот оказался разумным и добрым. Поэтому рейнджер теперь страдает от угрызений совести, а потом и от мести других таких же добрых монстров.

А что делать в произведениях реалистической прозы? Да то же самое. В центре произведения должен быть конфликт, проблема, трагедия, которая заставляет персонажей страдать. Если её нет, то надо придумать. Иначе о чём писать?

"Одиночество". Художник Марк Спейн.
"Одиночество". Художник Марк Спейн.
"Одиночество". Художник Марк Спейн.

Вообще, не могу не привести здесь великолепный совет от известных писателей-фантастов Г. Л. Олди (Дмитрия Громова и Олега Ладыженского). Совет юмористический, но прекрасно отражающий суть проблемы, буквально рецепт бестселлера:

«Урони героя на пол,
Оторви герою лапу,
Умори героя папу,
Сунь ежа герою в шляпу.
И пускай сидит герой
В *опе, точно геморрой!»

В этом стишке отражается три основных направления страданий героя:

  • физические и нравственные (например, проблема выбора или муки совести);
  • переживания за близких людей;
  • социальные страдания: неприятие общества, проблемы установления контактов, обиды, несправедливость и т. д.

И ещё. Отчасти облегчает задачу автора повествование от первого лица. Не только сам автор проникается переживаниями героя и более реалистично их описывает, но и читателю легче представить себя на месте персонажа, постоянно читая «я пошёл», «я почувствовал», «я не поверил своим глазам» и т. д.

Но во всём нужна мера. С описаниями страданий можно и переусердствовать так, что читатель просто закроет книгу, не желая больше читать о «бедных, несчастных, обиженных котятах и собачках».

На этом, пожалуй, сегодня закончу. И буду рада, если кто-то всё же вспомнит книгу, в которой герои счастливы и благополучны от первой до последней страницы.

Да, есть небольшое исключение – детективы. Но там свои «заморочки» и проблемы, которые осложняют жизнь героям.