320 subscribers

"Цыганы" Пушкина - анализ

"Цыганы" - романтическая поэма, созданная Пушкиным в 1824 году. Романтизм и в выборе экзотической обстановки, и в изображении сильных страстей и острых конфликтов, и в теме поиска свободы.

Но в ней уже чувствуется развитие реалистического взгляда на мир.

Так, поэт отмечает в финале произведения, что свободы от страстей земных нет нигде, то есть происходит понимание, что наивно ожидать или искать где-то полной свободы в этом мире. Происходит глубокое понимание того, что все страсти внутри нас самих, и от них никуда не убежишь.

Ведь уже в 1823 начат "Евгений Онегин", совсем скоро (в 1825) поэт закончит драму "Борис Годунов", а Болдинская осень 1830 года ознаменуется рядом реалистических произведений.

"Цыганы" Пушкина - анализ

Есть определенный романтизм в изображении цыганского табора как некого целого, явно противопоставленного "душному" светскому обществу.

Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;
(...)
Волынки говор, скрып телег,
Всё скудно, дико, всё нестройно,
Но всё так живо-неспокойно,
Так чуждо мертвых наших нег,
Так чуждо этой жизни праздной,
Как песнь рабов однообразной!

В поэме "Цыганы" ни один из героев не идеализируется - ни простодушный старик, ни зловещий Алеко, ни бездумная Земфира. Все это образы сложные, несовершенные и благодаря этому в какой-то степени уже реалистичные, несмотря на отсутствие подробных реалистичных деталей.

Есть соблазн увидеть романтического героя в старике, отце Земфиры. Он обладает мирным характером и признанием свободы - одной из основных ценностей романтизма. Но в нем есть и примиренчество, поскольку он призывает Алеко, попросту говоря, не обращать внимания на измену жены. Поэтому мне в образе старика не видится романтический герой.

Мудрость его тоже мне кажется односторонней. В своем финальном приговоре убийце -

Мы не терзаем, не казним —
Не нужно крови нам и стонов —
Но жить с убийцей не хотим...

-он упустил важную вещь - двое любовников-цыган как раз-таки истерзали и исказнили Алеко - пусть не ножом, но именно своим "отсутствием законов", пусть не его тело, но его душу.

Земфира? Она как птица лесная, вольное и с первого взгляда привлекательное существо, не злобное и способное, казалось бы, любить и сострадать, ведь когда-то она подала руку помощи бродяге-преступнику Алеко. Но позже мы узнаем, что Земфира также и чрезвычайно легкомысленна.

И мы поймем, что Алеко она привела в табор не из любви и сострадания, а просто по своей прихоти. Она из той породы людей, которые, подобно ее матери, способны не со зла, а от недостатка серьезности, в одночасье бросить или предать кого угодно - хоть собственного ребенка, хоть любящего мужа, совершенно без уважения к другой личности, безо всякой тревоги о ней. Все, что для нее важно, - это ее собственные ежеминутные слабости, причуды и страсти.

Алеко и Земфира. Фильм "Алеко".
Алеко и Земфира. Фильм "Алеко".
Алеко и Земфира. Фильм "Алеко".

Женщина обвиняет Алеко в убийстве любовника, но не понимает, что прежде сама убила сердце "старого мужа" откровенной неверностью и ненавистью. Ибо именно в отвращение и ненависть превратилась ее былая любовь, причем не указаны причины этого, - а значит, ее охлаждение было беспричинным. Своим непостоянством она полностью повторяет поступок своей матери Мариулы, которая в одну ночь разлюбила мужа (ни в чем не виновного) и ушла от своей семьи с другим.

Романтическим этот образ делают смелость, бесстрашие, подверженность непреодолимой страсти, готовность идти на безумный риск ради "любви".

Алеко? тоже не однозначный образ. Сам он о себе говорит в начале поэмы как о романтическом герое, который убежал от людей, потому что они неестественны и безнравственны:

Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Что бросил я? Измен волненье,
Предрассуждений приговор,
Толпы безумное гоненье
Или блистательный позор.

Однако на самом деле он преступник ( и в начале поэмы и в ее конце). Он злобен, мстителен, жесток, беспощаден. Скорее всего, подсказывает автор, и мы догадываемся уже в финале, именно по этой причине он и не смог когда-то давно ужиться с той цивилизацией, которую покинул. А вовсе не потому, что он якобы такой особенный, свободолюбивый романтик, противопоставленный обществу.

И в то же время он, в отличие от своей жены, сильнее привязан к ней. Он глубже чувствует и менее изменчив. В его сердце жила преданность к ней и благодарность за приют. И если бы не ее измена, расцененная им как предательство, то, конечно, рокового убийства двух любовников не произошло бы. Получается, Земфира имеет определенную ответственность в том, что случилось. Хотя, конечно, подобное рассуждение не может ни в коей мере оправдать преступление Алеко.

Изначальное и финальное одиночество и неприкаянность главного героя, Алеко, приближают этот образ к романтическому.

Пронзенный гибельным свинцом
Один печально остается,
Повиснув раненым крылом.

Для Земфиры, как и для всех ее сородичей, все просто в этом мире, а для него все сложно. Цыганка - как часть дикой природы. Она никогда не думает ни о чем, она просто чувствует, не анализируя свои чувства. Поэтому ее пугают его думы и страсти, его душевные переживания, она не может их понять и, отчуждаясь от него, влюбляется в "своего", в человека из своей стаи, в страстного и бездумного цыгана.

А по-вашему, герои "Цыган" являются в большей степени именно романтическими по своим личностным качествам (если отбросить экзотику)? И если да, то почему?

П.С.

Фильм-опера "Алеко" (1953) - очень колоритная, красивая и живописная вещь, он впечатляет всех любителей классической музыки и литературы, правда, там текст Пушкина смешивается с либретто оперы Рахманинова, написанным режиссером Вл. Немировичем-Данченко. И самое главное - совершенно другая трактовка всех героев, чем у Пушкина. Слабохарактерный убогий отец - старик является там харизматичным лидером табора, Земфира обретает чуть большую серьезность натуры. Также появляются герои и сцены, отсутствующие у Пушкина.