Герои, чей смысл жизни заключен в любви

06.04.2018

Недавно мне попалась на глаза такая тема сочинения: "Согласны ли вы со словами Л.Н. Толстого, сказанными о Наташе Ростовой: "Сущность ее жизни – любовь"? К тому же, кажется, наконец-то наступила весна, поэтому давайте поговорим о любви!

1. Наташа Ростова ("Война и мир" Л.Н. Толстого)

М.С. Башилов "Наташа и Борис Друбецкой в цветочной"
М.С. Башилов "Наташа и Борис Друбецкой в цветочной"

Наташа принадлежит к роду Ростовых, чья семья олицетворяет в романе-эпопее "душу" (семья Болконских – "разум", а Курагиных – "тело"). В основе внутрисемейных отношений лежит взаимопонимание, поддержка, гармония и, конечно, любовь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно это чувство стало "сущностью жизни" для дочери графа.

Маленькая Наташа подглядывает за братом и Соней, и ей тоже хочется кого-нибудь поцеловать, ей хочется любви:

« Ах, как хорошо! » — подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса. <...> Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи, и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы.

Затем Наташа влюбляется в князя Андрея, но из-за того, что он отложил их свадьбу на год и исчез из поля зрения, ее извечное желание любить играет с девушкой злую шутку: она поддается чарам Анатоля Курагина.

После смерти Андрея Болконского Наташа Ростова сдружилась с его сестрой Марьей. Княжна становится поверенной во всех ее делах, в том числе в отношениях с Пьером Безуховым:

Как ни понятен, как ни трогателен был для княжны Марьи тот взгляд, которым смотрела на нее Наташа; как ни жалко ей было видеть ее волнение; но слова Наташи в первую минуту оскорбили княжну Марью. Она вспомнила о брате, о его любви.
«Но что же делать! она не может иначе», — подумала княжна Марья; и с грустным и несколько строгим лицом передала она Наташе все, что сказал ей Пьер.

После женитьбы на Пьере и рождения четырех детей Наташа сильно изменилась (как внешне, так и внутренне), однако неизменной осталась "сущность ее жизни – любовь":

Мать удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерной женой и матерью.
— Она только до крайности доводит свою любовь к мужу и детям, — говорила графиня, — так что это даже глупо.

2. Иешуа Га-Ноцри ("Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова)

Надя Рушева "Иешуа перед Пилатом"
Надя Рушева "Иешуа перед Пилатом"

Иешуа – герой встроенного романа (того романа, который написал Мастер), который затем опосредованно (через Левия Матвея) действует и в основной сюжетной линии. Прототипом образа послужил Иисус Христос, однако между ними довольно много принципиальных отличий.

Важным их сходством является абсолютная доброта к людям и искренность во всем.

— «Добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?
— Всех, злых людей нет на свете.

Иешуа любит всех людей и животных:

« ... оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет, называя меня собакой, – тут арестант усмехнулся, – я лично не вижу ничего дурного в этом звере, чтобы обижаться на это слово… »

Иешуа – бродячий проповедник, который учит милосердию и высокой нравственности. Этот образ можно сравнить с образом князя Мышкина из романа Достоевского "Идиот": оба писателя пытались показать практически Идеального Человека (без любых отсылок к Божественности). Таким образом, жизнь Иешуа наполнена любовью, без нее он не может существовать – и учит других людей жить так же, он делится своей любовью.

3. Оленька Племянникова ("Душечка" А.П. Чехова)

За кроткий нрав Оленьку прозвали "душечкой", но главная в ее характере несколько другая черта. Рассказ повествует о "жизни в любви": Оленька живет только ради того, чтобы отдавать свою любовь, в этом весь смысл ее жизни. Встречая нового человека, Душечка впитывает в себя его интересы, его заботы, ее любовь всегда самоотверженна.

В конце концов несчастья Кукина тронули ее, она его полюбила. <...> Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого. Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал; любила свою тетю, которая иногда, раз в два года, приезжала из Брянска; а еще раньше, когда училась в прогимназии, любила своего учителя французского языка.

Выйдя замуж за антрепренёра Кукина, Душечка начинает вести беседы на театральные темы, сидит на кассе и контролирует актеров. Вторым мужем Оленьки становится управляющий лесным складом: теперь Душечка рассуждает о ценах на древесину, и в ее лексиконе появляются лесотехнические термины ("балка", "кругляк", "лафет"). Следующим увлечением женщины становится полковой ветеринар Смирнин:

Когда к нему приходили гости, его сослуживцы по полку, то она, наливая им чай или подавая ужинать, начинала говорить о чуме на рогатом скоте, о жемчужной болезни, о городских бойнях, а он страшно конфузился...

После отъезда ветеринара Душечке не на кого излить свою любовь:

А главное, что хуже всего, у нее уже не было никаких мнений. <...> При Кукине и Пустовалове и потом при ветеринаре Оленька могла объяснить всё и сказала бы свое мнение о чем угодно, теперь же и среди мыслей и в сердце у нее была такая же пустота, как на дворе.

В финале рассказа в Душечке просыпается материнская любовь: она начинает заботиться о гимназисте Саше, который обделен родительской заботой:

Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней всё более и более разгоралось материнское чувство.

В этом моменте авторская ирония исчезает, ведь теперь Душечка возвышается над простыми обывателями: она открыла в себе дар самоотверженной материнской любви, которая вызывает понимание и сочувствие. Поэтому Оленька из смешной ограниченной мещанки превращается в истинно чеховскую героиню.