1201 subscriber

Образ слуги в русской литературе

4,8k full reads

Как слуги в произведениях русской литературы всегда помогают главным героям, так пусть и эта статья поможет вам закрепить ваши знания и успешно сдать завтра ЕГЭ! Ни пуха ни пера!

1. Савельич из "Капитанской дочки" А.С. Пушкина

М.В. Нестеров "Пугачев освобождает Марию Ивановну". Иллюстрация к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
М.В. Нестеров "Пугачев освобождает Марию Ивановну". Иллюстрация к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

К маленькому Петруше Гринёву был приставлен "дядька" (то есть нянька, но в мужском варианте). Савельич – крепостной крестьянин, который верой и правдой служит всей семье Гринёвых, но, конечно, особенно заботится о молодом бариче.

С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.

Конечно, молодому баричу нанимают и учителя-француза, однако толку от любящего выпить месье Бопре не было:

Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора, к неописанной радости Савельича. Тем и кончилось мое воспитание.

Уже здесь закладывается антитеза: иностранное – исконно русское. Именно под влиянием Савельича, который хоть и любит поворчать, но говорит прямо, поступает честно и благородно, сформировался характер Петра Гринёва.

Савельич встретил меня с обыкновенным своим увещанием. «Охота тебе, сударь, переведываться с пьяными разбойниками!..»

Но самый главный свой поступок Савельич совершает, конечно, тогда, когда, рискуя головой, хочет спасти своего господина: слуга бросается в ноги Пугачёву и просит его милости. Сам Гринёв этого никогда бы не сделал, не стал бы просить пощады – за него вступился простой крестьянин, человек негордый:

«Вешать его!» — сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось», — повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить. Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной! — говорил бедный дядька. — Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

Преданность этого верного слуги сильнее страха смерти. Он готов пожертвовать собой ради благополучия своего хозяина, который за все эти годы стал для него почти что родным сыном.

2. Осип из "Ревизора" Н.В. Гоголя

Петр Боклевский "Осип"
Петр Боклевский "Осип"

Осип – слуга Хлестакова. Он также является крепостным крестьянином, тоже любит поворчать, поучить своего хозяина, но при этом Осип намного умнее и хитрее самого Хлестакова: он довольно быстро понимает, что лучше уехать из города N, пока их не разоблачили. Только благодаря этому совету Иван Александрович спасается от возмездия чиновников, которые осознали "подмену":

"Уезжайте отсюда. Ей‑богу, уже пора <...> Бог с ними со всеми! Погуляли здесь два денька – ну и довольно. Что с ними долго связываться? Плюньте на них! не ровен час, какой‑нибудь другой наедет… ей‑богу, Иван Александрович! А лошади тут славные – так бы закатили!.."

Вот что пишет об Осипе сам Гоголь в предисловии к "Ревизору":

Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут.

Таким образом, Осип считает своего хозяина человеком ветреным и легкомысленным (каковым Хлестаков и является), иной раз осмеливается спорить с ним, но привычно сносит оскорбления в свой адрес, так как, по сути, является крепостным, подневольным, человеком.

3. Захар из "Обломова" И.А. Гончарова

Кадр из фильма "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979)
Кадр из фильма "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979)

Захар – слуга Ильи Ильича Обломова с малых лет барина. Он очень похож на своего хозяина, можно даже сказать, является его своеобразным двойником. Если важной деталью образа Обломова является его халат, то Захар постоянно носит старый серый сюртук "с прорехою под мышкой". Он любит поспать и не хочет выполнять что-либо выходящее за круг его обязанностей:

Захар начертал себе однажды навсегда определенный круг деятельности, за который добровольно никогда не переступал...

То есть слуга так же, как и его барин, нашел себе "зону комфорта", из которой не хочет выходить.

Захар ворчит и может сердиться на Обломова, не скрывая этого: "даже был грубоват, фамильярен в обхождении с ним <Обломовым>, сердился на него, не шутя, за всякую мелочь". Слуга подворовывает у своего хозяина, распускает сплетни и жалуется на Обломова за его спиной, но при всем при том Захар страстно предан своему хозяину, с которым живет вместе уже столько лет:

"... кровное, родственное чувство преданности его не к Илье Ильичу собственно, а ко всему, что носит имя Обломова, что близко, мило, дорого ему..."

Как уже во взрослой жизни Обломов сходится с Пшеницыной, так и Захар (в возрасте 55 лет) женится на кухарке Анисье. После смерти Ильи Ильича слуга спивается и бродяжничает, но неизменной остается его любовь и преданность хозяину:

"Ехать то неохота отсюда, от могилки-то! Наш то кормилец-то, Илья Ильич, – завопил он, – опять помянул его сегодня, царство ему небесное! Этакого барина отнял Господь!.."

Таким образом, Захар привносит в жизнь своего барина атмосферу его родной Обломовки, являясь носителем ее устоев: лени, праздности, комфорта, устоявшихся традиций. Илья Ильич покинул саму деревню, но ее часть – в лице слуги Захара – постоянно была рядом с ним, напоминала о себе.