Чем киберпанк отличается от стимпанка и других "панков"? Разберем на примерах из масс-медиа.

29 October 2020
Чем киберпанк отличается от стимпанка и других "панков"? Разберем на примерах из масс-медиа.

Практически нет в игровом сообществе человека, который не ждал бы выхода игры Cyberpunk 2077 - ну или был к ней абсолютно равнодушен. А самим словом "киберпанк" нас очень активно закидывают в связи с самыми разными темами. Что оно значит и чем отличается от других "панков"? Сейчас я все разложу по полочкам и приведу примеры из компьютерных игр и фильмов.

Само слово "панк" (ах, резко забурлившая в душе ностальгия по школьной юности) означает того, кто идет против устоявшегося режима и даже власти. Как говорится, все анархисты - панки, но не все панки - анархисты. Взяв значение этого термина за основу, рассмотрим 4 основных варианта выдуманных вселенных, имеющих в описании "панк".

1. Стимпанк

Чем киберпанк отличается от стимпанка и других "панков"? Разберем на примерах из масс-медиа.

От слова steam - пар. Самый интересный лично для меня вариант, потому что альтернативное развитие общества при таком исходе началось еще в 18-19 веках, когда паровые двигатели и часовые механизмы были взяты за основу практически всего. И вся стилистика выдержана в этом направлении: люди в костюмах или платьях с корсетом, паровозы, дирижабли, шестеренки повсюду. И, конечно, монструозного вида компьютеры и иная вычислительная техника.

Самые видные представители: Bioshock Infinite, Dishonored. На самом деле, атмосфера стимпанка очень близка к реальной истории промышленной Британии конца 19 века. Четкое разделение на богачей и бедняков, грязь, ущемление людей, видимое посторонним "благообразие". Есть в этом что-то ламповое, притягательное - хотя от психосоматического восприятия того, как Корво трескал китовый жир, чтобы восполнить здоровье, меня реально начинало сильно тошнить.

2. Дизельпанк

Чем киберпанк отличается от стимпанка и других "панков"? Разберем на примерах из масс-медиа.

А это уже наименее любимый для меня жанр - наверное, потому, что прямо сейчас мы близки к нему, как никогда. Очень легко перепутать дизельпанк и стимпанк, ведь разница только в виде топлива. Как Вы могли догадаться, механизмы, транспорт и роботы тут будут работать исключительно от бензина, солярки, керосина и всего, что горит (практически, как знаменитая подводная лодка "Малютка" из бессмертного уже фильма Рогожкина).

Самые видные представители: последние Wolfenstein, фильмы о Безумном Максе, с большой натяжкой Iron Harvest. Скажу честно, мне в свое время Wolfenstein The New Order не понравился сразу, как только я узрел механическую собаку в первой же миссии. Не приняла душа все это после таких родных и хороших немцев и чертей из предыдущей части. Но сама суть понятна - в таких мирах герои будут бороться против механизации и оружие их будет практически как наше, только массивнее, гротескнее.

3. Атомпанк

Чем киберпанк отличается от стимпанка и других "панков"? Разберем на примерах из масс-медиа.

Чуть менее развитый жанр, скорее всего, потому что очень трудно конкурировать с основным законодателем мод - серией Fallout. Как понятно из названия, все строится вокруг "мирного атома" и его использования абсолютно во всех сферах жизни человека, вплоть до атомной кофеварки. Конечно, самые "клюквенные" для этого декорации - это СССР, которая еще в середине XX века пугала весь мир бомбами.

Самые видные представители: Fallout, Singularity, Atomic Heart, книга "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли (по моему мнению). Ближе всего, конечно, именно Fallout, в котором и борьба с зажравшимся Правительством есть, и остатки атомной энергии в пока еще работающих компьютерах и ПипБоях. Еще, конечно, частично атомпанком отдает игра Red Alert 3, которой именно Советский Союз пользует атомные электростанции, атомные дредноуты с ядерными боеголовками на борту и другие весьма интересные для тотального уничтожения мира вещи.

4. Киберпанк

Чем киберпанк отличается от стимпанка и других "панков"? Разберем на примерах из масс-медиа.

И вот мы подошли к одному из самых обсуждаемых жанров. Можно сказать спасибо Филлипу Дику и основанному на его книге фильму "Бегущий по лезвию" - именно они подарили нам ту атмосферу, в рамках которой обычно происходит действие любого киберпанка. Обычно это относительно близкое будущее, описывающее жизнь в огромных мегаполисах под управлением влиятельной Мегакорпорации (или нескольких). Свет неона, тотальная нищета внизу и развратное богатство наверху, вечный сумрак нижних уровней, куда не дотягиваются лучи солнца.

Самые видные представители: Deus Ex, Syndicate, Bladerunner, "Призрак в доспехах", Watch Dogs. В этом стиле причудливо переплетаются высокие технологии, хакерство, роботизация, аугментация (вживление имплантов в человеческое тело) и японские мотивы. Наверное, первые авторы исходили из того, что кому, как не Японии захватить весь мир в технологическом плане. Но даже игры Watch Dogs от Ubisoft можно считать зачаточно-киберпанковыми, потому что есть и борьба с Системой, и высокие технологии (пусть и без летающих машин и нуара).

Надеюсь, что статья была Вам интересна - и, как всегда, жду комментариев!