Город, в котором, выходя из квартиры, садишься прямо в лодку. И это не Венеция

19 May
19k full reads
50k story viewUnique page visitors
19k read the story to the endThat's 39% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Репортаж из города, в котором лодочников больше чем пешеходов.

Автор: Александр Иванов (канал "История экономики")

Есть такая гипотеза (ничем не подтвержденная, конечно), что датчан без собственной лодочки не существует. И что предположение о том, что такие могут существовать настолько же абсурдно, как предположение о том, что на свете есть датчане без собственного велосипеда.

Ну, насчет датчанина без велосипеда - да, пожалуй, таких не бывает. А вот датчан без лодки наверняка можно найти, если поискать тщательнее.
Но мы сегодня этим заниматься не станем, мы лучше поговорим, как живется датчанину с лодкой.
Причем ограничимся Копенгагеном, поскольку в остальных местах там человеку с лодкой живется легко и привольно, и лодок там на душу, возможно, больше одной, а вот выживание фаната плавсредств в городской среде - это, согласитесь, другое дело...

Итак, само название города, возникшего в 1167 году, происходит от старинного Køpmannæhafn, "гавань торговцев". А когда торговцами тут еще не пахло, то на месте города стоял поселок Havn, название, которое, без затей, переводится как "пристань".

Копенгаген, с его каналами и прочими красотами. Снимок не мой (без дрона я там был в этот раз, извините), но мне показалось правильным такую картинку показать, чтобы было понятно, как он выглядит
Копенгаген, с его каналами и прочими красотами. Снимок не мой (без дрона я там был в этот раз, извините), но мне показалось правильным такую картинку показать, чтобы было понятно, как он выглядит
Копенгаген, с его каналами и прочими красотами. Снимок не мой (без дрона я там был в этот раз, извините), но мне показалось правильным такую картинку показать, чтобы было понятно, как он выглядит

Здесь и сейчас районы города переводятся как "пристани", есть Новая гавань (это центр города), есть Северная, Старая, Южная и так далее.
Большая часть города, исторический центр, расположен на очень большом острове Зеландия, который узким проливом отделен от острова Амагер, фамильярно называемого местными просто "Ама", часть которого (ну, например, популярная в определенных кругах Христиания, где, говорят, можно курить всё, не вынося это самое "всё" за пределы Христиании) - тоже на Аме.

Пролив - фактически, река. Выходящая на Эресундский пролив, отделяющий Данию от Скандинавского полуострова. Ну, разве что, вода там, в "реке", солоноватая. От "реки" еще с древних времен отходит множество каналов, многие из них проложены еще в те годы, когда Копенгаген был Купеческой Гаванью.

Но каналов на всех не хватает, и их продолжают копать и копать, все новые и новые. Потому что - если у тебя прямо под окном нет воды, то - куда поставить лодку? Неудобно же...

Вот, например, каким мучениям подвергаются те, у кого окна не выходят на воду. Это что-то вроде наших гаражей. Туда еще дойти надо... То ли дело выйти из квартиры в лодку...
Вот, например, каким мучениям подвергаются те, у кого окна не выходят на воду. Это что-то вроде наших гаражей. Туда еще дойти надо... То ли дело выйти из квартиры в лодку...
Вот, например, каким мучениям подвергаются те, у кого окна не выходят на воду. Это что-то вроде наших гаражей. Туда еще дойти надо... То ли дело выйти из квартиры в лодку...

С недавних пор новые районы города стали строить с полным пониманием насущных транспортных проблем местного населения. То есть с полным пониманием проблем велосипедистов и лодочников.

Строятся новые дома (все они малоэтажные, больше 6 этажей - большая редкость) просто: строится дом с большим внутренним двором (и стоянкой для великов, а как же), подземным гаражом и даже мусоропроводом (общий, во дворе, мусор собирается раздельно и его, разделенный, "высасывают" огромные мусоропроводы, вонючие машины собирать его по дворам не ездят).

Вот готовый, только что построенный микрорайон, готов к сдаче. Первый этаж, обратите внимание, уже с индивидуальным причалами-плотиками. Скоро тут будет полно лодок.
Вот готовый, только что построенный микрорайон, готов к сдаче. Первый этаж, обратите внимание, уже с индивидуальным причалами-плотиками. Скоро тут будет полно лодок.
Вот готовый, только что построенный микрорайон, готов к сдаче. Первый этаж, обратите внимание, уже с индивидуальным причалами-плотиками. Скоро тут будет полно лодок.

Вот, собственно, и всё о том, как любят лодочников в городе. И как они отвечают городу взаимностью.
Дальше несколько фото с короткими комментариями.

Вот нормальное такое датское жильё, очень дорогое, конечно, но тут - всё очень дорогое, скандинавский социализм вообще обходится не дешево. Зато с собственной пристанью. Год назад этот дом еще только строился, сейчас сданы/проданы не все квартиры, поэтому свободные места у причалов еще есть.
Вот нормальное такое датское жильё, очень дорогое, конечно, но тут - всё очень дорогое, скандинавский социализм вообще обходится не дешево. Зато с собственной пристанью. Год назад этот дом еще только строился, сейчас сданы/проданы не все квартиры, поэтому свободные места у причалов еще есть.
Вот нормальное такое датское жильё, очень дорогое, конечно, но тут - всё очень дорогое, скандинавский социализм вообще обходится не дешево. Зато с собственной пристанью. Год назад этот дом еще только строился, сейчас сданы/проданы не все квартиры, поэтому свободные места у причалов еще есть.
Два главных вида транспорта здесь - велик и лодка. Машин немного (дорогие, владение обходится в копеечку, да и город небольшой и плоский, велосипедный рай, из конца в конец минут 40, наверное, максимум). Велик на каждый день, лодка - для души. Ну и иногда можно и на работу на ней сгонять...
Два главных вида транспорта здесь - велик и лодка. Машин немного (дорогие, владение обходится в копеечку, да и город небольшой и плоский, велосипедный рай, из конца в конец минут 40, наверное, максимум). Велик на каждый день, лодка - для души. Ну и иногда можно и на работу на ней сгонять...
Два главных вида транспорта здесь - велик и лодка. Машин немного (дорогие, владение обходится в копеечку, да и город небольшой и плоский, велосипедный рай, из конца в конец минут 40, наверное, максимум). Велик на каждый день, лодка - для души. Ну и иногда можно и на работу на ней сгонять...
Копенгагенская "хрущевка". Здание "старинное", построенное точно больше 10-15 лет назад (скорее всего, старое и реконструированное), в те далекие годы, когда архитекторы проектировали набережные вокруг всего дома. Это теперь каналы подводят напрямую к стенам домов.
Копенгагенская "хрущевка". Здание "старинное", построенное точно больше 10-15 лет назад (скорее всего, старое и реконструированное), в те далекие годы, когда архитекторы проектировали набережные вокруг всего дома. Это теперь каналы подводят напрямую к стенам домов.
Копенгагенская "хрущевка". Здание "старинное", построенное точно больше 10-15 лет назад (скорее всего, старое и реконструированное), в те далекие годы, когда архитекторы проектировали набережные вокруг всего дома. Это теперь каналы подводят напрямую к стенам домов.
Это центр города. Если вдруг кому-то захочется на лодочке на работу, то - никаких проблем, места для швартовки предусмотрены по всему городу. Почем "парковка" - не знаю. Лодок у офисов мало, но сейчас в Дании усиленный антиковидный режим, страна на "удалёнке".
Это центр города. Если вдруг кому-то захочется на лодочке на работу, то - никаких проблем, места для швартовки предусмотрены по всему городу. Почем "парковка" - не знаю. Лодок у офисов мало, но сейчас в Дании усиленный антиковидный режим, страна на "удалёнке".
Это центр города. Если вдруг кому-то захочется на лодочке на работу, то - никаких проблем, места для швартовки предусмотрены по всему городу. Почем "парковка" - не знаю. Лодок у офисов мало, но сейчас в Дании усиленный антиковидный режим, страна на "удалёнке".
Если по какому-то нелепому стечению обстоятельств вы остались без лодки, то по городу курсируют морские трамвайчики. С электромотором, между прочим, совершенно бесшумные  (год назад были на дизеле, теперь их заменили вот на такие, не отличимые внешне от дизельных). Из центра города до наших окраин на велике или на таком трамвайчике - минут 20 езды. На машине, кстати, примерно столько же. Снимок сделан в выходной, а в будни на палубе частенько паркуют велосипеды.
Если по какому-то нелепому стечению обстоятельств вы остались без лодки, то по городу курсируют морские трамвайчики. С электромотором, между прочим, совершенно бесшумные (год назад были на дизеле, теперь их заменили вот на такие, не отличимые внешне от дизельных). Из центра города до наших окраин на велике или на таком трамвайчике - минут 20 езды. На машине, кстати, примерно столько же. Снимок сделан в выходной, а в будни на палубе частенько паркуют велосипеды.
Если по какому-то нелепому стечению обстоятельств вы остались без лодки, то по городу курсируют морские трамвайчики. С электромотором, между прочим, совершенно бесшумные (год назад были на дизеле, теперь их заменили вот на такие, не отличимые внешне от дизельных). Из центра города до наших окраин на велике или на таком трамвайчике - минут 20 езды. На машине, кстати, примерно столько же. Снимок сделан в выходной, а в будни на палубе частенько паркуют велосипеды.
Речной трамвайчик изнутри. Вид на одну из заводей на острове Ама. До того, как начать копать полноценные каналы, строили такое вот заводи. Куда, опять же, можно лодку поставить. Сегодня лодок там нет - выходной, и, не смотря на мороз (тут всегда мороз, по нашим меркам - в какое бы время года не приезжали, примерно плюс 5-8) все разъехались.
Речной трамвайчик изнутри. Вид на одну из заводей на острове Ама. До того, как начать копать полноценные каналы, строили такое вот заводи. Куда, опять же, можно лодку поставить. Сегодня лодок там нет - выходной, и, не смотря на мороз (тут всегда мороз, по нашим меркам - в какое бы время года не приезжали, примерно плюс 5-8) все разъехались.
Речной трамвайчик изнутри. Вид на одну из заводей на острове Ама. До того, как начать копать полноценные каналы, строили такое вот заводи. Куда, опять же, можно лодку поставить. Сегодня лодок там нет - выходной, и, не смотря на мороз (тут всегда мороз, по нашим меркам - в какое бы время года не приезжали, примерно плюс 5-8) все разъехались.
Впрочем, в этом году была настоящая зима, дня три продолжалась (предыдущая, говорят, случилась девять лет назад), даже каналы замерзали. Что всех очень радовало, как видите. Небольшие неудобства - лодочки вмерзали в лёд, морские трамвайчики отменялись, приходилось полагаться исключительно на незамерзающие велики.
Впрочем, в этом году была настоящая зима, дня три продолжалась (предыдущая, говорят, случилась девять лет назад), даже каналы замерзали. Что всех очень радовало, как видите. Небольшие неудобства - лодочки вмерзали в лёд, морские трамвайчики отменялись, приходилось полагаться исключительно на незамерзающие велики.
Впрочем, в этом году была настоящая зима, дня три продолжалась (предыдущая, говорят, случилась девять лет назад), даже каналы замерзали. Что всех очень радовало, как видите. Небольшие неудобства - лодочки вмерзали в лёд, морские трамвайчики отменялись, приходилось полагаться исключительно на незамерзающие велики.
Меня спрашивают, какие двигатели тут популярны, что именно используют датчане, но я в этом деле полный профан, не знаю. Допускаю даже, что кораблики здесь передвигают (все кораблики - большие яхты, небольшие моторки и даже каяки и байдарки) русалки. Из-под воды. Как они (русалки) ухитряются прятаться в прозрачной воде - загадка. Во всяком случае, мне видеть их пока не приходилось. Говорят, после глубокого погружения в мир Христиании иногда их видят, но и тут я пока ничего сказать не смогу - не погружался.
Меня спрашивают, какие двигатели тут популярны, что именно используют датчане, но я в этом деле полный профан, не знаю. Допускаю даже, что кораблики здесь передвигают (все кораблики - большие яхты, небольшие моторки и даже каяки и байдарки) русалки. Из-под воды. Как они (русалки) ухитряются прятаться в прозрачной воде - загадка. Во всяком случае, мне видеть их пока не приходилось. Говорят, после глубокого погружения в мир Христиании иногда их видят, но и тут я пока ничего сказать не смогу - не погружался.
Меня спрашивают, какие двигатели тут популярны, что именно используют датчане, но я в этом деле полный профан, не знаю. Допускаю даже, что кораблики здесь передвигают (все кораблики - большие яхты, небольшие моторки и даже каяки и байдарки) русалки. Из-под воды. Как они (русалки) ухитряются прятаться в прозрачной воде - загадка. Во всяком случае, мне видеть их пока не приходилось. Говорят, после глубокого погружения в мир Христиании иногда их видят, но и тут я пока ничего сказать не смогу - не погружался.

Кстати, андерсоновская русалочка - на острове Зеландия, а вот напротив, на острове Ама, можно увидеть здание с покатой крышей и трубой. Это самое экологически чистое мусоросжигательное предприятие в мире (так говорят). А покатая крыша - горнолыжный спуск, очень популярное здесь место.

Если у вас все-таки лодки нет (ну, то есть, если вы не датчанин), то её можно взять в прокат. Определенные категории - без прав, а суда потяжелее - тут уже не для каждого. Впрочем, говорят, что точно проверяют - так это не права, а количество банок пива, которое вы загружаете на борт. Не должно быть больше шести. Уж не знаю, что это за сакральное число такое...
Если у вас все-таки лодки нет (ну, то есть, если вы не датчанин), то её можно взять в прокат. Определенные категории - без прав, а суда потяжелее - тут уже не для каждого. Впрочем, говорят, что точно проверяют - так это не права, а количество банок пива, которое вы загружаете на борт. Не должно быть больше шести. Уж не знаю, что это за сакральное число такое...
Если у вас все-таки лодки нет (ну, то есть, если вы не датчанин), то её можно взять в прокат. Определенные категории - без прав, а суда потяжелее - тут уже не для каждого. Впрочем, говорят, что точно проверяют - так это не права, а количество банок пива, которое вы загружаете на борт. Не должно быть больше шести. Уж не знаю, что это за сакральное число такое...
У меня в телефоне не оказалось фотографии нашего двора, но Яндекс любезно предоставил фото соседнего. Все как у нас, собственно. Вокруг такого дома - каналы. То есть с этой стороны вы выходите из дверей (можно из любого "окна", окна в пол) вот в такой двор.
У меня в телефоне не оказалось фотографии нашего двора, но Яндекс любезно предоставил фото соседнего. Все как у нас, собственно. Вокруг такого дома - каналы. То есть с этой стороны вы выходите из дверей (можно из любого "окна", окна в пол) вот в такой двор.
У меня в телефоне не оказалось фотографии нашего двора, но Яндекс любезно предоставил фото соседнего. Все как у нас, собственно. Вокруг такого дома - каналы. То есть с этой стороны вы выходите из дверей (можно из любого "окна", окна в пол) вот в такой двор.

А с другой стороны... сейчас покажу

С другой стороны - вот такая вот красота. Балкон прямо над каналом. Видите, там пацаны лет 13-и осваивают какое-то бревно с веслом? Воздух плюс восемь, вода, может, потеплее. Бревно их не слишком-то слушается и они иногда кувыркаются с него в воду. С другой стороны, когда вообще еще учиться, если тут круглый год плюс восемь? Да и плавсредство хорошее, надо с чего-то начинать в море выходить.
С другой стороны - вот такая вот красота. Балкон прямо над каналом. Видите, там пацаны лет 13-и осваивают какое-то бревно с веслом? Воздух плюс восемь, вода, может, потеплее. Бревно их не слишком-то слушается и они иногда кувыркаются с него в воду. С другой стороны, когда вообще еще учиться, если тут круглый год плюс восемь? Да и плавсредство хорошее, надо с чего-то начинать в море выходить.
С другой стороны - вот такая вот красота. Балкон прямо над каналом. Видите, там пацаны лет 13-и осваивают какое-то бревно с веслом? Воздух плюс восемь, вода, может, потеплее. Бревно их не слишком-то слушается и они иногда кувыркаются с него в воду. С другой стороны, когда вообще еще учиться, если тут круглый год плюс восемь? Да и плавсредство хорошее, надо с чего-то начинать в море выходить.
Картинка без подписи, просто так. Так сказать, на районе.
Картинка без подписи, просто так. Так сказать, на районе.
Картинка без подписи, просто так. Так сказать, на районе.

Ко всему сказанному добавлю, что Копенгаген - чудесный город, где людей любят. И к их причудам относятся со вниманием, понимая, что нет причуд, а есть потребности.
И это, согласитесь, правильно, ведь если ты живешь не у воды, то совершенно непонятно, как жить. А главное - зачем...
Александр Иванов, автор блога История Экономики, специально для Лодочника. Читайте и подписывайтесь на блог История Экономики.