Какие они, лоцманы в Суэцком и Панамском каналах

4 April
8,7k full reads
3,5 min.
10k story viewsUnique page visitors
8,7k read the story to the endThat's 84% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Кэп взял микрофон рации и стал вызывать лоцманскую службу (пожаловаться на лоцмана). Лоцман бросился к кэпу и стал вырывать микрофон. На помощь к кэпу кинулся рулевой...
10 секунд хватило, чтобы ситуация стала необратимой.

*** Автор: Евгений Михалев.

У всех на слуху инцидент с контейнеровозом Ever Given в Суэцком канале. И я сразу вспомнил историю, связанную с проходом, уже другого, Панамского канала...

Эти события дополняют рассказы «Время великого ничегонеделания», «Курс на Гавану» и « Один на один с тунцом».

В 1982 г. я работал на СРТМ-к 1451, в должности рыбмастера. Около Канарских островов наше судно встретилось с СРТР из нашего колхоза «Маяк».
Рыбаки закончили свой рейс и часть своего снаряжения передавали нам. Все шло замечательно, но когда дело дошло до передачи здоровенной бухты «проводника», намотанного на большую катушку - дело встало...

В этот момент я и появился на кормовой палубе.
Подхожу к Саше (ст. тралмастер)
- "Быстро управились, несмотря на такую зыбь."

Ветра совсем не было, но огромные волны вразнобой поднимали наши суда,стоящие рядом.

- "Какое управились" - Саня придав лицу свирепое выражение-продолжил более злым голосом
- " И нечего тут под ногами путаться - когда идут грузовые операции!.."

- Саш... сделай лицо попроще. Что случилось?

- Да вон у них на борту «проводник», тяжелый с-ка, на 400 кг. тяжелее, чем грузоподъемность стрелы. Конечно его можно на лебедку потихоньку наматывать, но время это займет пару часов. А ихний кэп приказал через пол-часа, отход...

- Неужели грузоподъемность стрелы так точно рассчитана? Должен же быть какой то запас? - Спрашиваю.

- Должен! Но если сломаем стрелу, будут большие проблемы.

- А если не сломаем?..

Саня молча пододвинул ко мне выносные пульты управления стрелами...

До работы в р/к «Маяк», я 10 лет работал помощником капитана по производству (технологом) на судах БМРТ... Какие пульты?
Какие лебедки?..
Но отступать было поздно.
Свистнув лебедчику с соседнего судна, подгадав когда их судно чуть чуть не дошло до верхней точки подъема на волне я, работая тумблерами, перетащил барабан с «проводником» на кормовую палубу.

Саня, хлопнул меня,с силой, по вспотевшей спине: Молодец, Егорыч!

Как выяснилось потом, за моими действиями наблюдал наш кэп, Александр Васильевич. «Папа».

Когда наше судно, СРТМ-к 145, стояло на рейде Панамского канала, по громкой связи прозвучала команда - "Рыбмастеру прибыть на мостик!"

Поднимаюсь. «Папа»: - Егорыч, становись на руль, сейчас лоцман подойдет, каналом пойдем.

- Какой руль?!, я же технолог. Руль только на картинке в журнале «Яхты» видел...

«Папа» нахмурил брови: - Так!.. Без пререканий, исполнять !
(До рыбаков «Папа» был военным моряком)
- Я видел как ты с такелажем управляешься - опытный моряк. А здесь ответственность большая.

Пришел лоцман, по Панамскому каналу идти - одно удовольствие, судно цепляют тросами к тягачам - «мулам» (они идут по рельсе) и вперед через все шлюзы к озеру. А когда вошли в озеро Гатун, пошли своим ходом. Красота кругом, если забыть,что при строительстве этого канала погибло 30000 человек. Лоцман показал ориентиры движения, а и так понятно - буи, створы-все окрашено, подсвечено, судно управляется легко. Идём строго по своему фарватеру...

Лоцман говорит: - 5* вправо . Куда вправо, там берег близко - я не реагирую на его команду.

Через пару минут: - 5* влево. А влево куда?.. Там встречный поток судов.
Я опять не реагирую на команду лоцмана.
Он подбежал к кэпу и стал ему что то быстро говорить, размахивая руками...

«Папа» подошел ко мне: - Егорыч, лоцман хочет посмотреть как быстро судно реагирует на его команды... Выполняй команды лоцмана!

Говорю: - Нет проблем.
В общем, нашли общий язык с лоцманом и больше никаких замечаний он не делал. Когда лоцман уходил с борта нашего судна, «Папа» презентовал ему бутылку русской водки. Лоцман был доволен.

Теперь немного о контейнеровозе Ever Given, что перегородил Суэцкий канал: По рассказам местных аборигенов (Не знаю можно ли им верить на слово) дело было так ...

По традиции, когда лоцман заканчивает свою работу (проводку судна по Суэцкому каналу), капитан презентует ему блок сигарет Мальборо. Традиция.

Но в этот раз, когда контейнеровоз шел за грузом в Китай, кэп не выдал презента (блок сигарет) лоцману. А уж когда груженый контейнеровоз пришел на рейд и нарисовал своим движением неприличный рисунок, который увидели и диспетчеры и лоцманы.., стало ясно - скандалу быть.

Очередной лоцман, который пришел на борт, запросил уже 2 блока сигарет (и за того парня - лоцмана то же)...
Кэп взял микрофон рации и стал вызывать лоцманскую службу (пожаловаться на лоцмана).
Лоцман бросился к кэпу и стал вырывать микрофон.

На помощь к кэпу кинулся рулевой... 10 секунд хватило, чтобы ситуация стала необратимой. Длина судна 400 метров, а ширина канала - 200 метров...

Итог - судно уткнулось носом в берег канала и на неделю блокировало канал, принеся многомиллионные убытки владельцам канала (Египту), судовладельцам (400 судов собрались на рейде канала), страховым компаниям. Суда, грузы... все застраховано. Ну и конечно владельцу контейнеровоза Ever Given...