Лодочник
26 788 subscribers

Мотолодка: Что такое выход на глиссирование

43k full reads
46k story viewsUnique page visitors
43k read the story to the endThat's 93% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Не важно, надувная у вас, моторная лодка - или в жестком корпусе. Принцип глиссирования у них - один.

Опытные водномоторники знают, чем отличается водоизмещающий режим от глиссирующего режима движения судна. Опытные капитаны вряд ли, прочитают здесь что то новое. Для них советую статью: Рулевое управление мотолодки. Полезные мелочи.

А для начинающих, в двух словах:

Глиссирование

- это скольжение по поверхности воды. Для этого режима необходима достаточная мощность двигателя (чтоб набрать определённую скорость). Так же, необходимо наличие специальной плоскости на днище судна или двигателе, которая и будет выполнять сцепление с поверхностью.

Когда судно выходит в режим глиссирования, потеря мощности двигателя и расход топлива значительно сокращается, потому что резко снижается сопротивление воды.

Резко уменьшается "пятно смачивания" (площадь контакта судна с водой).

Фото "Яндекс картинки"
Фото "Яндекс картинки"

Водоизмещающий режим

- движение, когда осадка судна одинакова (при движении судна и без движения). При таком режиме движения судно преодолевает сопротивление большой массы воды. Скорость значительно ниже, а расход топлива - выше (по сравнению с режимом глиссирования).

Есть ещё переходный режим

Иногда (при малой мощности двигателя или слишком тяжёлой загрузке лодки) выход "на глисс" затягивается. Лодка с трудом преодолевает вал воды. Кормовая часть - притоплена, а носовая задрана вверх.

Вот пример:

В лодке большое количество груза (фото ниже). А мотор не в идеальном состоянии - поэтому не выдаёт всю, положенную мощность. Скорость в переходном режиме, примерно 18-23 км. час. (зависит от размера лодки, геометрии, мощности мотора, загрузки, развесовки). В этом режиме - самый большой расход топлива. И высокая нагрузка на мотор.

Я фотографировал из своей лодки - как долго и тяжело они преодолевают переходный режим. Переносят вес - ближе к носовой части. Обороты двигателя при этом - максимальные.

Фото автора. Переходный режим.
Фото автора. Переходный режим.

И вот, та же лодка - уже перешла в полноценный режим глиссирования. Извиняюсь, фото не очень чёткие - утро было туманным.

Фото автора. Режим глиссирования.
Фото автора. Режим глиссирования.

Скорость при которой достигается режим глиссирования 25-28 км. час.

Выйдя в него, можно (и желательно) снизить обороты двигателя до оптимального крейсерского диапазона. Ведь сопротивление воды - стало минимальным. Лодка пошла гораздо быстрее и легче.

На 2Т двигателях мощностью 20-40 лс это примерно 4 - 4.6 тыс. оборотов. (точнее - в инструкции к вашему двигателю).

Для выхода в режим глиссирования требуется значительно больше мощности, чем потом - для поддержания движения в этом режиме.

Очень важно - правильно установить ПЛМ на лодку. Это поможет сократить расход топлива и повысить скорость. В этой статье - полезные советы по установке.
Буду благодарен, если нажмёте "ЛАЙК". Всем - удачи на воде!