Блесну отлично видно в воде. Я только раз взмахнул рукой с зажатой леской, как вдруг увидел его...
Это был тунец, размером со взрослую свинью, толстый и наглый. Он даже не шевелил плавниками, просто медленно поднимался из глубины...
Автор: Евгений Михалев
Наш СРТМ-к 1451 подошел к Панамскому каналу. Немного подождали на рейде и вот уже «мулы», (так аборигены называют небольшие ж/д тягачи), поволокли нас из одного шлюза в другой...
Постепенно мы поднялись над океаном на 26 метров. На последнем шлюзе на борт поднялся лоцман и мы пошли по извилистому озеру Гатун...
Берега у озера полностью подсвечены, и с тропической растительностью смотрятся очень экзотично... Вода в озере чистая и пресная.
Наш ушлый «Дед» тут же дал команду = заполнить танки пресной водой, сказав при этом: « У колодца, да не напиться...».
Водичка для питья не подойдет, а баньку соорудить в самый раз. После перехода через озеро, мы такими же шлюзами спустились к Тихому океану...
Весь переход занял пол-дня. Сейчас уже не вспомню сколько денег с нас сняли за прохождение канала. Где - то 2000 $... А контейнеровозы оставляют до 500000$ за проход.
От Панамы до Эквадора совсем ничего. Мы идем полным ходом и уже на подходе к экономической зоне Эквадора. Представитель от Эстонского РКС вдруг занервничал и не покидает радиорубку даже на обед.
Легли в дрейф - мы на точке... Через 3-е суток дрейфа приходит РДО от руководства:
«Все договоренности по получению лицензии сошли на нет. Лицензии у Вас не будет.
По согласованию с Министерством РХ следуйте полным ходом на 40* южной широты...
Там, в свободной зоне (без лицензий) большая группа судов работает на крупной скумбрии».
Вот так новость!.. Это же «ревущие» сороковые...У экипажа только тропическая рабочая одежда. Смеется над нами начальство, что ли? Но приказ не обсуждается. Пришли на сороковые...Работают большие суда БАТы, суператлантики, БМРТ.
Мы как на резиновом «нырке» среди морских катеров... Все ловят тралами - нам с кошельком здесь делать нечего.
Вся скумбрия на большой глубине, кошельком не достать. Да и погода 8-9 баллов постоянно. Неделю мы потолкались в группе, пока нас не выгнали с района. Пошли обратно в тропики, все теплее и штормов нет.
Сообщили о ситуации начальству. Время пошло. Месяц, другой... РДО приходят каждую неделю: "Вашу проблему решаем"...
Я решил изловить тунца. Нашел в токарке длинную медную пластину, приклепал к ней тунцовый крючок, немного изогнул пластину и отполировал ее.
Снасть готова.
Утром следующего дня я вышел на бак. Привязал блесну к леске, которую заранее отрезал 100 метров, скойлал у фальшборта. Посмотрел вниз - вода прозрачная, корпус судна уже оброс водорослями, и какая то мелкая рыбешка маленькими стайками суетится вдоль корпуса...
Отмерил 6 метров лески и закинул блесну, предварительно надев на руки рукавицы.
Блесну отлично видно в воде. Я только раз взмахнул рукой с зажатой леской, как вдруг увидел его...
Это был тунец, размером со взрослую свинью, толстый и наглый.
Он даже не шевелил плавниками, просто медленно поднимался из глубины...
Вдруг он развернулся брюхом вверх, я уловил молниеносное движение хвоста и... тунец исчез. Мощный удар вырвал леску вместе с рукавицей у меня с руки. Аккуратно уложенная, кольцами леска, вдруг спуталась и целыми мотками уходила за борт.
В голове пронеслось - если зацепит, уволокёт в океан... (разрывное усилие моей лески было 110кг)
Вдруг очередной жвак лески попал в щель полупортика и застрял там. Я видел как леска стала натягиваться, потом услышал звук струны, переходящий во все более высокую тональность. Наконец - Бамс!
Нет лески, блесны и тунца... Хорошо, что я остался! Больше тунца я не ловил. Переключился на кальмаров.
Здесь дело пошло. Ловили под вечер (после ужина). Один прожектор направляли прямо на воду... Тут же появлялась креветка, а через 5-10 минут подходил кальмар.
Ловили на специальные воблеры, у которых крючки в два ряда по окружности воблера. Крючки без бородок. Тащишь кальмара - все нормально, чуть дал слабину - кальмар ушел.
Кальмары 1-3кг попадались. Ох и плюется он чернилами - потом не отмыться... Видели и очень приличных кальмаров от метра и более. Но таких было не вытащить на палубу, тяжелые.
А время шло, уже шесть месяцев мы были в море... Наконец получили РДО - следуйте в Гавану. Потом самолетом в Москву, затем в Таллин. Ура! Рейс закончился.
Опять прошли Панамский канал - здравствуй Атлантика! А вот и знакомые очертания Гаваны... На раритетные американские машины внимания уже не обращали.
Какие красивые кубинские девчонки... Через неделю к нам на подмену прилетел новый экипаж.
В аэропорту я спросил у нашего старпома: - Покажи билеты. С полосой билетов нет?
- С какой полосой?
Да, летел я однажды из Гаваны в Москву ( в составе экипажа калининградского БМРТ). Старший помощник подходит и говорит:
- Егорыч помоги с билетами на самолет разобраться, а то надавали разных. Вот эти с полосками.
И он показал мне несколько билетов с диагональными полосами.
- Это что за билеты? Спросил он. - Неужели не знаешь Семеныч? Говорю - Это места, где спинка сидения не откидывается назад.
- Нафиг мне такие билеты? Может поможешь - распределишь среди моряков?..
- Конечно помогу. Давай эти с полоской да еще остальных штук 30 - все легче тебе будет...
- Спасибо тебе Егорыч. С меня пузырь, обрадовался Семеныч.
Ок. Билеты с полоской я распределил так: - кэп,1-й пом, ст.мех, 2 - пом. капитана и я. (это были билеты в первый класс).
Когда поднимались по трапу ИЛ - 62, я протягиваю билет стюардессе.
- "Вам налево". За мной идет старпом. Ему говорят:
- "Вам направо"...
Старпом устроил бучу. "Я старший помощник капитана, я распределял билеты! Я должен сидеть рядом с капитаном. Пускай технолог мне свой билет отдаст - он обманул меня"...
Кэп вопрошающе посмотрел на меня.
- А кто будет за командой смотреть во втором салоне?
Кэп: "Ну да... Старпом — за тобой порядок во втором салоне". Семеныч показав мне кулак, исчез за шторками.
Нет, засмеялся наш старпом... таких билетов нет.
В этом рейсе мы пробыли ровно 7 месяцев. Заработок составил 1450 руб. на пай + валюта. За рейс выпили только свое вино... (Брали ведь на 2 судна).
Через рейс СРТМ 1451 переоборудовали (как и полагается) под траловый лов и он отлично работал на креветке в Баренцевом море и осьминогах в ЦВА.
Кэп, « Папа» сейчас живет в Америке. Здоровья тебе, Александр Васильевич! Ст. пом. капитана уже нет на этом свете. А на том, уверен, так же крепко держит штурвал...
Ст. мастер добычи погиб на бандитских разборках в 90-е...
2-й и 3-й помощники капитана ходят капитанами, Удачи Вам ребята!
Боцман Николай живет через дом (в Таллине), иногда видимся.
Полный сборник рассказов Евгения Михалева "Морские рассказы"