ПВХ-лодка. Что лучше - клееный или сварной шов?

Ответ найден...

Все хотят купить не только удобную и красивую лодку. Но и - максимально "живучую". Мой личный опыт владения моторными ПВХшками - достаточно серьёзный. После резиновых надувнушек - я купил свою первую моторную ПВХ-лодку, в 1998 году. Это был Зодиак Кадет. С тех пор было много ПВХшек... И у меня есть своё мнение по поводу швов этих лодок. Но я - не строю лодки. Не химик и не технолог.

Для создания этой статьи - обратился с вопросами, к настоящему профессионалу. К конструктору и производителю лодок. Внимательно выслушал, записал..

А потом и поучаствовал в варварском раздирании лодок. По очереди - с клееным швом и сварным.

Знакомьтесь: Александр Александрович Искуснов - руководитель производства лодок, компании "Тонар".

Он уделил мне два часа, из своего плотного рабочего графика. Показал производство, оборудование. И пояснил некоторые вопросы.

На сегодняшний день, есть два способа соединения швов ПВХ-лодки.

Склеивание и сварка.

Склеивание - все мы знаем. Раскроенные детали лодки (в местах склеивания) - обрабатываются этилацетатом  для процесса галогенизации. Затем, обыкновенной кисточкой, наносится клей...

15 минут обе, покрытые клеем поверхности - подсыхают. Затем вторично покрываются клеем. Снова подсыхают. После этого, их нагревают феном (для термоактивации клея) и соединяют. Затем - прикатывают валиком. Краткосрочное давление на валике - не менее 6 кг. на кв.см. И потом - 24 часа на высыхание.

После такого склеивания, в зависимости от квалификации и старания мастера - по краю шва могут иногда выступать остатки клея.

Теперь - сварка швов!

Мне показали две "Стационарных сварочных машины, для сварки термопластичных материалов".

Первая сваривает с помощью горячего воздуха

Шов сваренный горячим воздухом отличается тем, что по краю детали - может появиться лёгкий глянец

Вторая машина - сваривает с помощью горячего клина (кстати, он полностью из серебра)

После сварки горячим клином - шов не блестит по краям, выглядит аккуратнее

Ну и - гвоздь программы! Мы разорвали детали лодки.

Поочерёдно - склеенные и сваренные. Раздирали - старательно, на грани человеческих сил )))

Сварной шов - так и не разошелся. Он оказался прочнее самой ткани, которая от этого растяжения - разодралась на внутренний корд и внешний слой ПВХ. Сварной шов - крепче самой ткани. Куда уж надёжнее?

Теперь будем рвать шов - обычный, клеевой.

Он выполнен по технологии. И уже достаточно высушен.

Тот же результат! На предельном усилии - сама ткань, не выдержала и порвалась. Внешний слой ПВХ - оторвался от корда. Шов, сделанный при помощи клея - остался цел

Вывод: Для покупателя - нет абсолютно никакой разницы, сварен шов или склеен. Прочность обоих этих способов соединения швов - вполне достаточная. Конечно, если всё выполнено по технологии и с применением качественных материалов. Миф о том, что сварной шов в 2.5 раза надёжнее - всего лишь рекламный ход. Не более того.

Разница - в небольших нюансах:

1 - При склейке - могут выступать частицы клея.

2 - При сваривании горячим воздухом - могут слегка блестеть края шва.

3 - При сваривании горячим клином - самый аккуратный и красивый шов.

А вот, для производителя - сварной шов лучше. Он более технологичен. Во-вторых, минимизирует человеческий фактор (добросовестный ли склейщик, выспался ли он сегодня и не экономит ли клей...). В третьих - значительно ускоряет процесс производства. И слегка снижает себестоимость.

При сравнении швов, есть ещё одна деталь - разница в весе. Вес лодке - добавляет клей.

На одну клееную гребную лодку (средние данные) идёт около 1.5 - 2 кг клея. На моторную от 3-ёх до 5-ти кг.

В сварных лодках (там его тоже, в некоторых местах - не избежать) клея - максимум 0.8 кг в гребных лодках. И - 2.5 кг. в моторных.

Позже - поговорим об аварийном воздушном клапане, приклеивании дополнительной фурнитуры и мембранах-стабилизаторах, стоящих между отсеками баллонов... Подписывайтесь на канал!

Автор статьи: Николай Штукерт.

Ещё - статьи по теме:

Нужен ли удлинитель румпеля?

Как правильно установить ПЛМ на лодку