Спасжилеты, новый ГОСТ с 1 мая 2020. Можно ли использовать старые. Размер штрафа

28 May

1 - Почему в любой лодке должны быть спасжилеты.
2 - Требования нового ГОСТа.
3 - Надо ли менять все старые спасжилеты, на другие - соответствующие новому ГОСТу? Будут ли штрафовать тех, у кого спасжилеты старого образца?

Автор: "Лодо4ник"

Фото автора
Фото автора

1.

Маломерное судно должно быть снабжено спасательными жилетами по количеству пассажиров на борту. Независимо от того, подлежит данное судно регистрации или нет. Правила плавания и обеспечения безопасности обязательны для всех маломерных судов.

2.

С 1 мая 2020 приказом №860-ст (ссылка на него) утвержден новый национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58108-2019 «Индивидуальные средства спасения на воде. Жилеты спасательные и страховочные. Общие технические условия» (ссылка на ГОСТ). Прежний ГОСТ Р 58108-18 - отменён.
Теперь, в зависимости от особенности водного объекта, удаления от берега - жилеты разделены на три уровня плавучести (сокращенно
УП): 150; 100; 50.


Жилеты с УП-150 предназначены для общего использования в море.
Жилеты с УП-100, предназначенные для использования в морских районах или внутренних водных бассейнах с высотой волны до 2,0 м и удалении от берега не более 12 морских миль.
Жилеты УП-150 и УП-100 являются спасательными.

Жилеты с УП-50 могут быть использованы на водных объектах с высотой волны до 0,25 м. и удалении от берега не более 500 метров.
Данные жилеты являются страховочными.


Основные требования, предъявляемые к жилетам с уровнем плавучести 100 (
УП 100):


- надводная часть спасательных жилетов (кроме застежек молний, лент и фурнитуры) должна быть окрашена в ярко-красный или оранжевый цвет;
- обязательное наличие световозвращающих элементов на надводной части жилета;
- обязательное наличие пахового ремня.


Дополнительно спасательные жилеты могут быть снабжены свистком, с прикрепленным к нему шнуром, а так же аварийным световым сигналом.
Использование сыпучих гранулированных материалов для обеспечения плавучести жилета не допускается. Фактическая плавучесть жилета, заявленная на маркировке жилета, должна соответствовать массе пользователя.
Сотрудники ГИМС предупреждают, что при прохождении очередного ТО - будут обращать внимание на соответствие спасательных жилетов - новому ГОСТу.

3.

И наконец, самое интересное. Будут ли штрафовать тех, чья лодка укомплектована жилетами, которые не соответствуют новому стандарту? А вот тут - не всё однозначно. Хотя сотрудники ГИМС (надо сказать, не все) заявляют о том - что штрафовать будут. Напомню - отсутствие спасжилетов на борту (неисправность, с которой запрещена его эксплуатация) КоАП РФ Статья 11.8. (от 5 до 10 тыс.руб.)

Некоторые сотрудники ГИМС заявляют, что жилет, не соответствующий новым требованиям - означает отсутствие жилета. И что техосмотр такое судно не пройдёт. Но я считаю иначе. Почему? Очень просто и юридически обоснованно - читайте дальше...

В судовом билете моей лодки, в графе "Обязательные нормы снабжения судна" записано: Спасжилеты по количеству пассажиров. И ничего не упоминается о том, что эти спасжилеты должны соответствовать какому то ГОСТу или ТУ.
Нет таких требований и в Правилах технического надзора (
Приказ МЧС № 501 от 29.06.2005).


И в
Техническом Регламенте Таможенного Союза, в разделе "О безопасности маломерных судов" (ссылка) так же, нет никаких конкретных указаний о том, что спасжилеты должны соответствовать какому то из ГОСТов. Там указано (цитата):

50. С целью обеспечения безопасности плавания маломерного судна перед его началом необходимо убедиться в том, что:
...спасательные жилеты и другое спасательное оборудование размещены на борту по числу людей на борту

А это значит, что ГОСТ на спасательный жилет, это всего лишь - рекомендация для производителя. Но никак не обязанность для пользователей - выбрасывать старые жилеты, срочно занимать очередь в магазин и сорить денежными знаками! Поэтому, лично я, не буду ничего менять. Готов оспаривать в суде - незаконно выписанный штраф.

Но, как в старом анекдоте - есть один нюанс... Мы все видели, как в связи с вирусной истерией - моментально принимаются новые законы и исправляются старые. Не удивлюсь, если очень быстро - в правила обеспечения безопасности, внесут изменения. И поставят вне закона - жилеты, не соответствующие новому ГОСТу. Но пока такого нет!

Советую: "Нарушения, за которые оштрафуют, даже если ваша лодка не подлежит регистрации". Подробнее о том, как отличаются "спасательный жилет" и "страховочный жилет" - по этой ссылке.
Спасибо за нажатую кнопку "палец вверх"!