Как нужно развивать малыша? Как избежать ошибок? Мнение эксперта -детского психолога

Сегодня хочется поговорить о раннем развитие , о его минусах и о том, что нужно развивать в малышковом возрасте. У нас в гостях детский психолог Валерия Вайднер. "Я детский психолог @detskiy_psiholog. Имею два высших образования, степень магистра и высшую квалификационную категорию. В сфере психологии работаю 8 лет, консультирую родителей, провожу индивидуальные и групповые занятия для детей, гормонизация детско-родительских отношений, пишу статьи для различных журналов города и Республики. Большой опыт работы с приемными семьями, детьми сиротами. Основное свое время посвящаю  семье, развиваюсь как мама и супруга".

В последние годы очень модно заниматься ранним развитием детей. У нас в городе просто бум на это, очень много развивашек и они все востребованы. Между родителями образуется гонка чей ребенок быстрее заговорит, читает, считает т.д. Изучение английского вводят с первого года жизни, к 9 месячным детям домой приглашают педагогов. А зачем? Для чего Кому это нужно Маме или ребенку

Давайте будем разбираться вместе.

Ранее развитие пытается повлиять на природу ребенка. Мы не раскрываем бутон цветка насильно, мы его поливаем и ждем, когда он распустится сам. Когда мы обучаем раннему счету и чтению мы задействуем те участки головного мозга, которые задействованы быть не должны. Мы их активируем в ущерб тем зонам, которые должны быть активны. В возрасте до 2х лет на пике развития должны находится восприятие и образное мышление. Если в этом возрасте акцент в развитии ставился на других вещах, эти зоны в будущем уже не смогут развиться, их невозможно будет догнать.

2-3 года – это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. Если нагружать познавательные процессы ребенка, – то отбирается энергия, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез , откуда «вдруг» берутся страхи, почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в подростковом возрасте, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

Детям по своей природе интересно все, они тянутся ко всему. А что делают родители? Не трогай собаку – укусит. Не трогай палку – грязная. Не залезай на дерево – упадешь. Естественная любознательность гасится. Ребенка приводят домой, сажают за стол и предлагают карточки/ кубики и т.д.

А как детей учат рисовать? Мама берет в руки карандаш и начинает рисовать , , , убивая напрочь воображение и творчество, придумать что-то свое. Ребенок должен пройти через свои каракули, что бы потом появлялись образы. Заглушая любопытство – теряется мотивация.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного абстрактно-логическому. Если мы в года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как и законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Итак, что нужно развивать?

Кинетическое восприятие действительности. Ребенок должен нащупывать, воспринимать окружающую среду через все анализаторы, и это должно быть в живую. Без карточек! Без картинок! Без кубиков! Без развивающих мультиков! Ребенку важно все потрогать! Понюхать! Попробовать на вкус! Послушать! Главное чтоб развивающий процесс не превращался в заучивание по картинкам, это развивает механическую память, которая в этом возрасте совершенно не актуальна.

Развитие отношений. До 1,5 лет закладывается та база, через которую ребенок в будущем служит всю жизнь. То, какие отношения складываются с близким взрослым, в будущем будет складываться с окружением. Для ребенка до трех лет важно предоставлять развивающую окружающую среду, а любая педагогика – это насилие. Всякий раз, когда нам надо чему-то научить ребенка, надо его усадить, организовать, привлечь чтоб он занимался именно тем, чем от него хотят. Когда мама занимается ранним развитием, исчезает эмоциональное общение.

Физическое развитие. Многие мамы и специалисты увлеклись развитием мелкой моторики. Да! Это важно, но не нужно забывать и о крупной моторике. Именно крупная моторика запускает работу полушарий головного мозга. Рекомендую отнестись к развитию крупной моторики так же серьезно, как и к мелкой..

Включите в режим детей:

динамическую гимнастику (без фанатизма и стремления к феноменальным результатам);

плавание;

физические упражнения на спорткомплексе, фитболе и любые подвижные игры.

Эмоциональное развитие. Есть статистика, что те дети с которыми занимались раним развитием совершено не умеют управлять своим состоянием, родители часто жалуются на плохой сон, истерики, плаксивость и .т.д.

Успех ребенка зависит не от его интеллекта и умственных способностей. У всех на слуху полно историй, что двойшник стал успешным, нашел свое дело, семью и т.д., а отличник, у которого были большие перспективы так и не реализовал себя? Почему? Потому что у двойшников хорошо развита социальная и эмоциональная сфера.

Успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять.

В семье мы впервые узнаем, какие чувства должны испытывать по отношению к себе, как нам думать об этих чувствах, как мы можем на них реагировать и как понимать и выражать свои надежды и страхи. Это эмоциональное образование включает не только то, что родители говорят и как они себя ведут непосредственно с детьми, но и способы, которые помогают им справиться с собственными чувствами, обмен эмоциями, который происходит между мужем и женой.

Итак, раннее развитие может быть уместно в малышковом возрасте, только в том случае, если оно не нарушает законы природы. Оно должно осуществляться в соответствии с возрастными потребностями, использовать все анализаторы и быть комплексным. То есть, раннее развитие должно быть не только в интеллектуальной сфере, но еще и в эмоциональной, физической, социальной.

Развивайте деток гармонично, с лёгкостью и через игру! Успехов вам и вашим малышам!