Античная живопись, или о чем не помнят студенты на экзамене

5,8k full reads
6,8k story viewsUnique page visitors
5,8k read the story to the endThat's 85% of the total page views
1 minute — average reading time

Ведя курс по античной археологии, читая лекции и показывая большое количество иллюстративного материала, я столкнулся с интересными пробелами в знаниях, которые повторялись от группы к группе, от студента к студенту.

Среди них особенно выделяются два, касающиеся античного искусства.

Первое, это представление о том, что античные статуи были белого цвета. Современная археология показала, что это совсем не так. Большинство статуй были пестро раскрашены. С одной стороны, это убирает немного "благородного шарма" с образа мраморно-белой античности, но с другой, позволяет взглянуть на то, в каких цветах видели окружающий мир античные люди.

Статуи из афиинского Акрополя с восстановленным цветом
Статуи из афиинского Акрополя с восстановленным цветом
Статуи из афиинского Акрополя с восстановленным цветом

Второе увлекательное заблуждение касается живописи. Виду того, что как таковых античных картин на холстах и досках до нас почти не дошло, в обыденном восприятии они зачастую отсутствуют как явление. Однако, все было совсем не так. Приведу несколько отрывков из любимого мной учебника Античная Археология за авторством И.Т. Кругликовой:

Живопись. Высокого развития у греков достигло искусство живописцев. Художники расписывали стены храмов, керамические архитектурные детали, писали картины на деревянных досках и вотивных глиняных табличках — «пинаках». Расписывали глиняные саркофаги и стены погребальных склепов, каменные надгробные стелы и глиняные вазы.

Произведения монументальной и станковой живописи почти не сохранились и известны нам главным образом по римским копиям и по описаниям древних авторов. Впрочем, в 1934 г. близ Сикиона открыта картина VI в. до н. э. со сценой жертвоприношения размером 33X15 см, выполненная на дереве. Живописец, судя по надписи, был из Коринфа. Значительно лучше живопись сохранилась на вазах, пинаках, метопах, терракотовых саркофагах из Кла-зомен и Родоса, расписных стелах и на фресках погребальных склепов. Стелы, раскраска терракот и скульптур говорят о красочной палитре художников.

Картина из Сикиона
Картина из Сикиона
Картина из Сикиона

О художниках Греции пишут Плиний в «Натуральной истории» (книги 33—37), Павсаний, путешествовавший по Греции во И в., и Витрувий — архитектор, живший в эпоху Августа (I в. до н. э.— I в. н. э.).

По технике нанесения живописи различаются фрески, сделанные водяными красками, красками, закрепленными белком или клеем и энкаустика — роспись восковыми красками.

Этапы развития греческой живописи связывают с творчеством наиболее известных художников. Так, например, Полигнот расписывал фресками храмы около 475 г. до н. э., применяя только черную, белую, желтую, красную краски. Перспективу в его фресках заменяло расположение изображений в разных ярусах. Агатарх — художник второй половины V в., писал декорации для трагедий Эсхила. Он ввел в рисунок перспективу. Закон линейной перспективы обосновали философы Анаксагор и Демокрит, жившие в это же время.

Фреска над входом в гробницу Филиппа II в Вергине.
Фреска над входом в гробницу Филиппа II в Вергине.
Фреска над входом в гробницу Филиппа II в Вергине.

В последней трети V в. до н. э. Аполлодор Афинский писал на деревянных оштукатуренных досках в технике темперы. Он применял перспективу и светотень. В эпоху Пелопоннесской войны работал Зевксид. В живописи вместо мифологических тем в это время появляются сюжеты смехотворные, например изображение семьи Кентавров. В IV в. распространяется техника энкаустики. Краски разводили маслянистой жидкостью с воском, затем после нанесения росписи по поверхности проводили раскаленной палочкой, которая сглаживала неровности воска и придавала поверхности блеск.

Римская копия греческой картины "Геракл и его сын Телеф", II век до н.э.
Римская копия греческой картины "Геракл и его сын Телеф", II век до н.э.
Римская копия греческой картины "Геракл и его сын Телеф", II век до н.э.

Каждый раз обращаясь к античному миру, поражаюсь его многогранности и развитости. Надеюсь, теперь он стал ближе и понятнее и вам.

Благодарю за внимание!