Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля | Senicheff Longsword Club | Яндекс Дзен
3353 subscribers

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

3k full reads
5,1k story viewsUnique page visitors
3k read the story to the endThat's 60% of the total page views
4 minutes — average reading time
Мастер Паулюс Каль при своем гербе.
Мастер Паулюс Каль при своем гербе.
Мастер Паулюс Каль при своем гербе.

Паулюс Каль (приблизительные годы жизни 1420-1490 гг.), мастер фехтования, принадлежащий к длинной и ветвистой традиции, основоположником которой считается Иоганнес Лихтенаэур. Сам Пауль именовал себя “Schirrmeister” и под этим именем встречается в нескольких документах. Свою карьеру он начинал как военный. Упоминания о нем есть в хронике Нюренберга, под 1448 годом он указан как один из участников обороны города, защищавший одну из пушек под стенами. В 1450 году поступает на службу к герцогам Виттельсбахам, для которых создает фехтовальный трактат (о чем повествует запись в книге расходов, датированная 1479 годом). В 1461 командует отрядом из 12 стрелков, а в 1465 работает сборщиком налогов в городе Дингольфинг, где вскоре покупает себе дом. В 1475 году, во время свадьбы герцога Георга Баварского и Ядвиги Ягеллонки (дочери Яна Казимира IV), Паулюс указан как сопровождающий герцога. Уже в 1480 он уже на службе у Сигизмунда Габсбурга, герцога Австрийского и графа Тирольского. В 1485 году он упоминается как свидетель по делу о колдовстве в городе Иннсбруке и его показания позволяют защитить двух жещин от оговора и инквизиции.

Фехтовальное наследие Пауля Каля представляет собой семь манускриптов, созданных в период ~1470-1514 годов. Вероятнее всего только один или два из них принадлежат непосредственно его перу, остальные же являются копиями. Наиболее ранний из них, MS 1825, содержит изображение мастера с его гербом. А манускрипт Cgm 1507 (датируется 1479 годом), представляющий собой более пространную версию первого, содежрит посвящение Людовику «Богатому» фон Виттельсбаху, а также его портрет и герб рядом с мастером Калем.

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

Широкий спектр описанных в манускрипте техник позволяет взглянуть на традицию Иоганнеса Лихтенауэра в ее полном спектре. В манускрипте Каля представлены борьба без оружия, бой кинжалом, длинным мечом без доспехов, мечом и баклером, длинным мечом в доспехах, бой верхом и бой на топорах, судебный поединок на булавах и больших щитах, мессер и копье.

Раздел о бое на топорах станет главным фокусом этой статьи. В нем, как это традиционно для трактатов XV века, топором (нем. axe, ax, axt) именуется древковое оружие, приблизительно в рост человека, обладающее боевой частью, традиционно состоящей из молота, клевца и пики, а также острым подтоком на обратной стороне. В оружиеведении такой вид также называется боевым молотом, хотя в источниках о фехтовании этот термин не встречается. Отметим, что в материальной культуре зафиксированы также и разборные топоры со сменной бовой частью, которая, вероятно, менялась в зависимости от ситуации, и в данном случае для доспешного боя выбиралась боевая часть, снабженная молотом.

Крайний интерес вызывает то, как экипированы бойцы. Они одеты в полный латный доспех с симметричными наплечниками, намекающими на германский стиль доспехостроения . Все не покрытые пластинчатой защитой участки тела прикрыты кольчужным полотном. Такая практика характерна для изображений пеших турниров и падармов, возможно встречалась на судебных поединках.

Шлем, близкий по типу к изображенным в манускрипте.
Шлем, близкий по типу к изображенным в манускрипте.
Шлем, близкий по типу к изображенным в манускрипте.

Наибольший интерес вызывают шлемы бойцов. В отличие от саладов, изображенных во всех остальных разделах книги, на бойцах надеты закрытые шлемы либо арметы с глубоким латным воротником, лежащим поверх кирасы. Шлем одного из бойцов пристегнут к нагруднику кирасы ремнем, наподобие большого турнирного шлема для джостинга. Вероятно, эти шлемы является изображением мало представленного в археологическом материале развития большого бацинета, характерного для северной Европы. Также можно провести аналогию со шлемами, представленными в ранних манускриптах Ганса Тальхоффера, представляющими собой глубокие салады с интегрированным подбородником, лежащим на нагруднике кирасы. Не исключаю и версию того, что это стилизованное изображение армета.

Перевод раздела о топоре привожу ниже. Текст взят из мюнхенской и венской версии манускриптов для полноты описания. Нумерация листов дана по мюнхенской рукописи.

Wie dú dich gegen aime anndern schicken sollt mit der axe

[37v] Так нужно начинать бой с топором

[37v]
[37v]
[37v]

[38r] Первое соединение с топором

Если хочешь освоить искусство боя топором, научить соединяться снизу и сверху на древке

[38r]
[38r]
[38r]

[38v] Первый способ зацепа

Если он делает замах молотом сверху, держи свой у левой ноги острием вниз, древком поперек тела. Отбей его удар хвостом (нижней третью) оружия, который ты держишь наверху. Сам же ударь снизу так, чтобы зацепить его под правым коленом и потяни на себя, чтобы повергнуть его на землю

[38v]
[38v]
[38v]

[39r] Второй способ зацепа

Если он хочет зацепить тебя сверху. Когда крюк его топора приблизится к тебе, ударь по нему изнутри и вместе с этим зацепи его за ногу своим топором и потяни на себя, как описано выше

[39r]
[39r]
[39r]

[39v] Защита и зацеп в ответ
Если он делает замах сверху, подхвати его топором и тяни вверх

[39v]
[39v]
[39v]

[40r] Защита, соединение и зацеп за шею

Зацепи его за шею сверху и урони его на спину, через свою левую ногу, если ты справа и через свою правую ногу, если ты слева от него. Эту игру можно сделать с любой стороны

[40r]
[40r]
[40r]

[40v] Соединись быстро и прямо. Направь острие вперед и потяни топор на себя

Теперь, если вы вошли в соединение и оба ваши молота наверху. Если он бьет тебя сверху, отведи его удар в сторону и зацепи его за загривок или свободно ударь в голову

[40v]
[40v]
[40v]

[41r] Если он тянет на себя, пытаясь вырвать топор из твоих рук, потянись за ним и уколи или зацепи его за шею

Если он бьет в одно время с тобой и ваши топоры зацепились и он начинает тянуть чтобы сорвать твою руку с топора, последуй за ним и забери его топор. Если же он нацелен уколоть тебя, также нацелься на него и перехвати свой топор длиннее…

[41r]
[41r]
[41r]

[41v] Зацеп за шею из предыдущей игры

…затем отступи на шаг назад и зацепи его за шею с правой стороны, чтобы потянуть его вниз

[41v]
[41v]
[41v]

[42r] Ищи щель в броне

Теперь наноси удары по его телу молотом и не давай ему подняться. Ищи возможность зацепить его острием и берегись, если он будет бить снизу. Ищи открытие под локтем или подмышкой и в него направь острие

[42r]
[42r]
[42r]

[42v] Благословенна будь Мария и Дитя и все, кто с ними

[42v]
[42v]
[42v]
Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

Итак, перед нами развернулась рыцарская дуэль на топорах\молотах. Приемы этой дуэли были показаны в пределах традиции Лихтенауэра и сообразно логике латного боя, продолжают традицию, описанную еще в начале XV века. Невозможность преодоления латного доспеха ударом оружия ставила перед бойцами задачи, для решения которых были необходимы фехтовальные навыки и четкое понимание времени и пространства, которое предоставляли мастера фехтования уже в самых ранних своих текстах. В латном бою особенно важную роль играет понятие fuhlen, чувствования, которое позволяет определить намерение противника через ощущение его давления в соединении. Там, где он ослабляет его, можно продавить, там, где усиляет — пропустить и получить преимущество. Этот принцип реализован в приемах, описанных Калем в полной мере. На сильный удар умный боец отвечает смещением и добивает потерявшего контроль противника.

Таково искусство фехтования, универсальные принципы которого распространяются на любое оружие, как демонстрируют это старые мастера боя.

Благодарю за внимание!

Текст впервые опубликован в моей группе в ВК.