Как носили двуручный меч

1 May 2019

Стоит сказать пару слов о том, как на самом деле носились двуручные мечи конца Средневековья и начала Нового Времени, и почему я считаю это признак важной чертой, отделяющей истинный двуручный меч от любого другого меча, который можно использовать двумя руками.

Фельдфебель ландскнехтов, раскрашенная гравюра нач. XVI века
Фельдфебель ландскнехтов, раскрашенная гравюра нач. XVI века

В изобразительных источниках, начиная со второго десятилетия XVI века, мы можем наблюдать устойчивый сюжет: двуручный меч, который носится рукояткой на плече и удерживается за нижнюю часть рукояти или навершие, при этом опираясь гардой на спину. Можно встретить как ношение на левом, так и на правом плече.

Такой способ ношения позволяет комфортно сбалансировать меч на плече, при этом не рискуя порезаться или натереть мозоль лезвием, которое в таком случае никак не соприкасается с телом и одеждой.

В этом смысле двуручный меч сближается с алебардой, протазаном и иным древковым оружием, которое невозможно удобно закрепить на теле и поэтому необходимо придумать способ удобной транспортировки с минимальным дискомфортом.

Несколько примеров с ландскнехтами, носящими меч на плече. Гравюры XVI века
Несколько примеров с ландскнехтами, носящими меч на плече. Гравюры XVI века

Это различие, определяющее разницу между просто длинным мечом и двуручным, говорит нам и об особом положении такого воина:

- Он не всадник, так как оперировать столь большим оружием с коня достаточно затруднительно
(разве что использовать его как короткое цельнометаллическое копье, но то еще развлечение).
-
Он далеко не всегда одет в серьезные латы, что говорит о необходимости быть подвижным и маневренным там, где это нужно и там, где полностью закованный в броню воин мог бы игнорировать некоторые виды ударов.
- Однако этот боец носит очень дорогое и удобное оружие. В отличие от пики и алберады, управляемость меча несравнимо выше, как и объем тактических действий. А значит и воин с ним должен быть достаточно мобилен и выделяется среди иных пехотинцев.

Два воина с двуручными мечами сопровождают отряд аркебузиров. Вторая половина XVI века.
Два воина с двуручными мечами сопровождают отряд аркебузиров. Вторая половина XVI века.

Мог ли такой воин использоваться для прорыва строя противника? В некоторых ситуациях - да, хотя его бронирование говорит о том, что он не предназначен для фронтальной атаки, так сказать, грудью на пики. И равно, он мог оперативно оказаться там, где нужно нанести быструю атаку, создать быстрое тактическое преимущество. Одной из лучших ситуаций его применения мне кажется (хотя это в большей степени предположение, которое я пока не могу обосновать достаточным количеством источников), что в случае схождения двух баталий пикинеров, такие отряды и единичные бойцы могли угрожать уже "завязшим" в бою противникам, преодолев "зону поражения" их пик либо заходя с флангов.

Отряд с двуручными мечами у левого фланга батальи пикинеров. Вторая половина XVI века.
Отряд с двуручными мечами у левого фланга батальи пикинеров. Вторая половина XVI века.

Итак, вернемся к тому, как же мы переносим меч. Ношение рукоятью на плече повторяется не только в гравюрах, но и в живописи. Например, целый ряд ландскнехтов с двуручными мечами, удерживаемыми подобным образом стоит на фланге батальи на картине Альбрехта Альтдорфера "Победа Карла Великого над Аварами при Регенсбурге" (1518 г.).

Победа Карла Великого над Аварами при Регенсбурге" (1518 г.)
Победа Карла Великого над Аварами при Регенсбурге" (1518 г.)

Нельзя не вспомнить и о знаменитых галлоглассах (Gallowglass или gall óglaigh), ирландских наемниках на иностранной службе. 5 фигур, запечатленных великим Альбрехтом Дюрером в 1521 году демонстрируют разнообразие оружия своей эпохи и страны, а также два характерных способа ношения двуручного меча: первый, традиционный, на плече, а второй - подмышкой, вероятно, с перекрестьем лежащим на предплечье.

Ирландские наемники. Альбрехт Дюрер, 1521 г.
Ирландские наемники. Альбрехт Дюрер, 1521 г.

И еще один источник, на этот раз, письменный. Авторства знаменитого мастера дестрезы Доминго Луиса Годиньо. В нем он, кроме того, что дает полезные советы о том, "как быть и куда бить", даже вступает в небольшую полемику с теми, кто привык носить меч более традиционно, сам предлагая немного модернизированный способ.

Из манускрипта 1599 года:

Как следует носить двуручный меч и как стоит с ним обращаться

[...] Если вы выходите ночью, носите двуручный меч без ножен, или хотя-бы так, чтобы их можно было быстро отбросить. В начале боя держите двуручный меч так, чтобы ваши пальцы не выходили на клинок. И к тому, что я говорил ранее, убедитесь, что не оставили плаща, шляпы или ножен на улице, чтобы никто не смог опознать вас по ним. Именно поэтому я советую носить двуручный меч без всякого чехла, и не носить плаща, особенно ночью, и меч нести на левой руке, наклоненным диагонально, а не на спине, как многие поступают.

*касательно ношения "на спине", предположу, что имеется ввиду самый распространенный в источниках способ носить двуручный меч, положив перекрестье на плечо и направив клинок вверх и за спину, как показано на большинстве гравюр и картин своего времени. Вариант Годиньо, скорее всего, очень похож на изображенный через 40 лет после него в книге Франческо Альфиери способ ношения меча, который можно наблюдать на гравюре ниже.

Способ ношения меча по Альфиери. Возможно, именно так предлагал его носить и Годиньо.
Способ ношения меча по Альфиери. Возможно, именно так предлагал его носить и Годиньо.

Благодарю за внимание. Носите меч правильно! =)