Как стать сильнее: советы старых мастеров фехтования

2 August 2018
2,9k full reads
5,5 min.
3,9k story viewsUnique page visitors
2,9k read the story to the endThat's 75% of the total page views
5,5 minutes — average reading time
Иллюстрация из книги Джакомо ДиГрасси Ragione di adoprar sicuramente l'Arme, 1570 г.
Иллюстрация из книги Джакомо ДиГрасси Ragione di adoprar sicuramente l'Arme, 1570 г.
Иллюстрация из книги Джакомо ДиГрасси Ragione di adoprar sicuramente l'Arme, 1570 г.

Размышляя об историческом фехтовании, невозможно не задуматься о том, как древние практики боевых искусств укрепляли свой организм, что заменяло им подтягивания и штангу с гирей, какие способы подготовки к бою, кроме поста и молитвы, были из знакомы и считались наилучшими. Что они считали полезным и что опасным, как это соотносится с современными представлениями о человеке и его теле и со спортивной практикой?

До наших дней сохранилось не так много наставлений об искусстве боя в целом, не говоря уже о наставлениях по укреплению тела, однако, порой мы натыкаемся и на такие удивительные жемчужины. В фехтовальном трактате Джакомо ДиГрасси, изданном в Англии в 1594 году, мы находим раздел, как раз посвященный этому вопросу. Материал не такой объемный и подробный, как хотелось бы, но позволяет понять логику не только ДиГрасси, но и тех, с кем он не согласен в некоторых вопросах, а также некоторые ценные советы о гармоничном развитии тела. Стоит ли прислушаться к их советам, занимаясь историческими боевыми искусствами? Конечно же да, имея ввиду, что для полного понимания сути HEMA наобходимо понимать и то, как представляли себе человека и его возможности мастера, оставившие нам свое наследие.

В тексте: общие представления о том, что такое телесная сила, а так же о развитии силы рук для удара. Раздел об уколах переведу и выложу отдельно через некоторое время.

Перевод главы об укреплении тела из книги Джакомо ДиГрасси «His True Arte of Defence». Перевод по английскому изданию 1594 года. Страницы 180-184. Все иллюстрации взяты из более раннего итальянского издания ДиГрасси, Ragione di adoprar sicuramente l'Arme, 1570 г.

КАК ЧЕЛОВЕК ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ МОЖЕТ ВЫРАБОТАТЬ ПРОЧНОСТЬ ТЕЛА

Если природа даровала силу людям (как многие полагают) в том же виде, в котором она дала зрение, слух и другие чувства, которые таковы, что они не могут усиливаться или ослабляться, то должно быть так же излишне и смешно учить тому, чтобы стать сильнее, ибо это было бы так же, как сказать, что кто-либо может наставлять человека в том, как слышать или видеть лучше, чем он сам умеет по своей природе. Ни один художник или музыкант, не видит пропорций намного лучше, чем раньше, или, услышав, узнает гармонию и сочетание голосов, которых он не мог слышать ранее, и поэтому не следует говорить, что он видит или слышит больше, чем до того. Ибо это происходит не от лучшего слуха или зрения, а от зрения и слуха, которыми пользуются с большим прилежанием. Но когда речь идет о силе тела, это не так: явно, что если человек пожилого возраста и сил не может сегодня поднять некоторый вес, то он не сможет поднять его завтра или в другое время. Но, наоборот, если человек не видит одинаково назавтра или в другое время то, что вчера видел на том же расстоянии, он будет беспокоиться зря и опасаться, что увидит меньше, чем раньше, как это обычно бывает с учащимися и теми, кто много напрягает зрение. Поэтому нет никаких сомнений в том, что сила человека может быть увеличена разумным упражнением. И так же чрезмерным отдыхом она может быть уменьшена: это, даже не будучи явным, может быть доказано бесчисленными примерами. Вы можете видеть, что Джентльмены, Рыцари и иные люди, которые являются самыми сильными и проворными в беге или прыжках, или в скачках, или в выездке лошадей, не в состоянии в значительной степени нести такую большую нагрузку, как люди, живущие деревне или портовые работники: наоборот, в беге и прыжках докер или крестьянин медлителен и тяжел, и не знает, как забраться на свою лошадь без подставки. И это не происходит ни по какой другой причине, кроме той, что каждый человек проявляет себя в том, что дается ему легче другого. Так что, если в упражнениях с оружием человек получает телесную силу, то ему было бы сподручно развивать себя в таком виде, как будет показано далее.

Для получения силы и ловкости необходимо учитывать три вещи: разум, руки и ноги, каждая из которых необходима, и каждая из которых очень полезна, учитывая, что если хорошо знать, как управлять руками, и все же быть невежественными в движении ног, не зная, как идти вперед и уходить назад, то эта ошибка часто заставляет людей опрокидывать самих себя.

С другой стороны, когда человек упражняется во владении своими ногами, но не знает своевременного движения своих рук, то он путает, что идет вперед в какое время, но все же желая победить, он машет руками, но часто он не только не попадает по врагу, но и много раз попадает по себе и проигрывает. Тело также, по этой важной причине, должно поддерживаться в должной форме. Ибо, когда оно отклоняется слишком далеко назад или вперед, либо в одну, либо в другую сторону, управление рукам и ногами расстраивается, а тело получает удары. Поэтому сначала я объясню как использовать, во-первых Оружие, во-вторых, Ноги и в-третьих, Тело, Ноги и Оружие совместно.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СИЛЫ РУК


Каким бы сильным и стремительным не был человек, он никогда не сможет нанести удар такой сильный и быстрый, как тот, кто менее силен, но владеет нужными навыками: и, несомненно, его кисти, руки и тело не будут уставать так сильно, чтобы он не мог долго выдерживать работу ими. И было много людей, которые из-за такой внезапной усталости сдавались, забросив упражнения с оружием, как не подходящие им. В этом случае они обманывают себя, потому что такая усталость может быть побеждена физическими упражнениями, с помощью которых тело, руки и ноги разовьются так, что, тяжелые вещи покажутся легкими и что они могут очень легко управляться с любым видом оружия, и вскоре преодолеть все трудности и укрепить себя. Поэтому, когда человек будет проявлять свою силу, чтобы набраться сил, он должен постоянно стремиться преодолеть усталость, решив для себя, что боль не вызвана слабостью его природы, а скорее преследует его потому, что он не привык к тому, чтобы использовать свое тело.


В этом упражнении есть две части, которые нужно иметь ввиду, то есть рука, которая движется, и та вещь, которую двигает рука. Что касается руки, то трактат об истинном искусстве боя разделяет ее на три части, то есть в запястье, локоть и плечо, и необходимо, чтобы каждая из них двигалась очень быстро и сильно, Всегда имея ввиду то оружие, которое несет в руках, вариантов которого может быть бесчисленное множество, и поэтому я не стану говорить о них и расскажу только о мече, потому что он несет в себе определенную долю и согласие со всем остальным.

Меч, как знает каждый, поражает либо острием, либо лезвием. Чтобы нанести удар лезвием, требуется, чтобы человек привык к тому, как бить, и сперва нужно приучиться правильно бить какой-нибудь дубиной или другим похожим предметом. В начале практики, научись направлять удар плечом, ибо этот удар является самым сильным, и тем не менее самым медленным. Следующий после него будет удар от локтя, а затем от запястья, наиболее быстрый из всех. В течение нескольких дней стоит практиковаться в нанесении этих ударов, один за другим так быстро, как только возможно. И когда вы чувствуете, что все суставы руки как бы развязаны и теперь движутся свободно, и вы можете ударить, используя сразу два сустава, локоть и запястье, позволяя плечу быть неподвижным, и приучиться бить сильно и быстро только этими двумя, а в самом конце использовать только запястье, достигая максимальной длинны удара, что позволяет делать запястье, когда руки хорошо укреплены. Стоит делать удар от запястья дважды или трижды, иногда прямой, иногда обратный, один раз прямой и один раз обратный, два обратных и один прямой, а также два прямых и один обратный, доводя их до конца, чтобы рука не приноравливалась только к прямому удару сразу после обратного. Ибо иногда удобно и дает много преимуществ нанесение двух прямых и двух обратных ударов, либо после двух прямых, одного обратного, и эти удары должны выполняться как одной рукой, как и другой, в хорошей позиции, в одном разумном темпе, нанося их сверху, снизу и посередине.


Касательно веса снаряда, который вы несете в руке, будь то меч или другое оружие, я никоим образом не одобряю то мнение, что будет польза для укрепления рук в том, чтобы сначала управляться с тяжелым оружием, и что привыкнув к тяжелому, обычное оружие после будет казаться ему легче, но я полагаю скорее наоборот, а именно, что с начала человек не должен обременять себя и не подавлять свою силу, и пусть лучше он справляется с очень легким мечом, и имеет такой меч, с каким он может ловко двигаться. Ибо результат этого искусства заключается не в том, чтобы поднимать или нести большие веса, а в том, чтобы двигаться быстро и легко. И нет никаких сомнений, но тот побеждает, кто является самым ловким, и это проворство не достигается путем обработки больших весов, но частым движением. Но все же после того, как человек некоторое время работал с легким оружием, необходимо, когда он почувствует, что необходимо увеличить силу руки, взять оружие, которое является чем-то более тяжелым, и таким, которое доставит его телу немного больше боли, но все же не так много, чтобы стремительность в его движениях пропала из-за этого. И по мере того, как его сила увеличивается, стоит понемногу увеличивать и вес. Итак, за недолгое время он сможет управляться даже с очень тяжелым мечом.