Практика иберийского монтанте: как мы ездили на семинар к Тону Пуэю

17 и 18 ноября в Москве уже второй раз проходили семинары галисийского фехтовальщика и практика дестрезы – Тона Пуэя. Сегодняшний пост - отчет и личные мысли и впечатления о мероприятии.

Тон Пуэй с большим монтанте (~185 см) и двуручным мечом (~150 см), фото Гончоян Микаэл
Тон Пуэй с большим монтанте (~185 см) и двуручным мечом (~150 см), фото Гончоян Микаэл

Не имея большого интереса к дестрезе рапирной, я в очередной раз записался на монтанте, т.к. посетив семинар прошлым летом, начал активно переводить источники и практиковать это удивительное оружие, пропагандируя его красоту и пользу в залах и интернетах.

Подбив нескольких свои коллег из Школы Святого Георга, мы в составе 6 человек направились в указанное место к указанному времени и обнаружили там прогрессивную #хорошколу, отстроенную примерно как офисы гугла и эппла. Красиво, дорого, модерн. Оказалось, нас сюда специально заманил организатор приезда Тона, Вадим Полюга, который в ней работает. Побольше бы таких школ.

Итак, к делу. Встретив массу старых друзей и Тона (который на самом деле Антонио, о чем я за два года даже и не догадался), мы преступили к радикально суровой и очень быстрой разминке, состоявшей из бега с резкой сменой направления, брутально быстрых выпадов, отжиманий и быстрой растяжки и так по кругу.

Мастер в окружении жадных учеников. Фото Гончоян Микаэл
Мастер в окружении жадных учеников. Фото Гончоян Микаэл

А дальше началось само действо. Первым делом Тон напомнил, что монтанте это не наши коротенькие «espada de dos manos». Настоящий монтанте должен быть равен двум vara, (то есть, два раз по 83,6 см, то есть 167,2 см), что предположительно соответствует среднему росту тогдашнего, второй половины XVI века, испанца. Наши мечи были почти поголовно в пределах 150 см, и только несколько из них соответствовали нужным размерам. Далее Тоном было замечено, что квиллоны наших мечей непростительно коротки, и хорошо бы, чтобы они были ровно такой же длины как рукоять, то есть, 1\4 монтанте, то есть, 1\2 vara. И эти квиллоны, полные коварства, конечно же, должны больно бить по голове всякого, кто будет держать монтанте неправильно. В этих солидных квиллонах кроется еще одна тайна монтанте: хват. Большое количество движений с этим мечом требует перехода над головой и за спиной, что при неправильном удержании приводит к крайне болезненным последствиям. Стоит напоминать себе об этом почаще, когда переходишь с обычного двуручного или полуторного меча на монтанте. А правильный хват, описанный в источниках, это хват с большим пальцем ведущей руки вдоль плоскости клинка. Этому навыку мы посвятили солидную часть разминки, особенно когда дело касалось ударов, требующих проносить меча за головой, но стоило приучиться делать так, и меч начинает вести себя прилежно, нанося именно те удары, которые нужно и именно так, как нужно.

Правильный хват монтанте с большим пальцев на плоскости. Фото Гончоян Микаэл
Правильный хват монтанте с большим пальцев на плоскости. Фото Гончоян Микаэл

Касательно самого имени montante, Тон высказал несколько идей, среди которых была и наиболее понятная мне версия о «большой палке» или просто чем-то большом и грандиозном. Но и, конечно, идея о том, что слово «montante» означает «восходящий удар» в болонской традиции и этот удар особенно неплохо выходил на большом иберийском мече, от того прижился как название оружия.

Достаю Тона вопросами о смене направления и повороте в одном из упражнений. Фото Гончоян Микаэл
Достаю Тона вопросами о смене направления и повороте в одном из упражнений. Фото Гончоян Микаэл

Дальше мы разбирались с шагами и важнейшим элементом практики – синхронизацией ног, тела и рук. Удивительный момент, который трудно уловить даже на обычном двуручном мече, это необходимость абсолютно точного поворота корпуса, позволяющая менять направления ударов и бить по разным уровням и направлениям, что является одной из ключевых фишек монтанте, т.к. это оружие, позволяющее противостоять большому количеству противников, в том числе и с разных сторон. Тон не зря постоянно ссылался на итальянского мастера Франческо Альфиери, чьи упражнения для большого меча, именуемого Spadone, не просто пересекались, а были почти идентичны некоторым реглас иберийских мастеров. А другой итальянский мастер, Джакомо ди Грасси, написал в свое время иной прекрасный пассаж, характеризующий большой меч:

«Он может, как галеон среди множества галер, один противостоять многим мечам и любому иному оружию»

И действительно, внимательно следуя советам Тона я открыл в своих движениях с монтанте дополнительные факторы, уделяя внимание которым можно, пожалуй, снести небольшое здание.

Фото Гончоян Микаэл
Фото Гончоян Микаэл

Разобрав упражнения для выработки этих базовых навыков, в частности, ударов по разным направлениям, был сделан перерыв на пиццу. В ходе обеда мы успели обсудить такой интересный вопрос, как ношение большого меча в городах Италии и Испании в XVI и XVII веках, а также запрет на открытое ношение доспехов в городской черте, который затем перерос в запрет на ношение книг за пазухой, а затем и вяленой рыбы. Хотя я полагаю скрытое ношение доспеха распространенной практикой, действительно, любые столкновения в контексте городских улиц и площадей чаще всего означали бездоспешный поединок, со всеми сопутствующими рисками и вытекающими потребностями в осторожности и внимании.

К ночи мы притомились и в перерыве обсуждали итальянский и испанский стили. Фото Кирилл Шматов
К ночи мы притомились и в перерыве обсуждали итальянский и испанский стили. Фото Кирилл Шматов

А после перерыва и экскурсии по #Хорошколе, мы приступили к разбору реглас разных мастеров, в которых раскрывались все необходимые навыки удержания меча, баланса тела и правильного доворота корпуса и стоп. Из reglas, которыми мы успели заняться, мне особо запомнился и удивил вариант для «относительно широкой улицы», в котором делалось три прямых удара (tajo) подряд, один из которых наносился с разворотом. Получаться сносно он у меня начал только через неделю. Также мы рассмотрели интересный вариант второго сложного правила из книги Диего Фигуэредо с ударом, который я когда-то перевел как «круговой» (порт. cingido). Другое значение этого слова означает «облегающий» или « узкий», и Тон продемонстрировал, что при таком ударе руки не вытягиваются вперед, за то меч проносится вокруг тела, что позволяет сменить направление, ударить на ближней дистанции, и конечно же, защитить себя.

Наматываем круги в разнообразных reglas. Фото Гончоян Микаэл
Наматываем круги в разнообразных reglas. Фото Гончоян Микаэл

На этой ноте мы закончили семинар, поаплодировали Тону за проведенный с нами день, а я вручил ему бейдж нашей Школы Святого Георга, как почетному гостю и коллеге.

Выражаю огромную благодарность Вадиму Полюге и его клубу Ultima Ratio за организацию приезда Тона и экскурсию по чудесной школе.

Новые тексты о монтанте с углубленной аналитикой ожидайте в ближайшее время.

Все посетители в сборе, фото Гончоян Микаэл
Все посетители в сборе, фото Гончоян Микаэл