Жалоба на судебных приставов

10.12.2017

Далеко не всегда судебные приставы подходят к исполнению своих обязанностей как представителей государства добросовестно. Порой они нарушают права граждан, причём, не только взыскателей, когда бездействуют или выполняют судебные решения лишь частично, но и должников, когда изымают у них больше средств, чем того требует закон или принятое решение. Для восстановления своих прав пострадавшие от неправомерных действий должны обжаловать их в установленном законом порядке.

Когда подаётся жалоба

Есть ряд случаев, в которых возможна подача жалобы. Это:

· Бездействие судебных приставов;

· Возбуждение или, напротив, отказ в возбуждении исполнительного производства без объективных причин;

· Неправомерные действия по взысканию исполнительного сбора;

· Неправомерные действия, связанные с оценкой, изъятием, арестом или продажей имущества;

· Наложение штрафа за неисполнение их требований, которые являются незаконными;

· Любое другое действие или бездействие, нарушающее права должника или взыскателя;

· Превышение полномочий и грубое обращение с должником или взыскателем;

· Подозрение на получение взятки от ответчика.

Все вышеперечисленные причины могут служить основанием для обжалования действий судебных приставов.

Куда и каким образом подаётся жалоба

Первое, что стоит сделать, столкнувшись с недобросовестностью пристава – собрать как можно больше доказательств этому. Важно, чтобы доказательства были точны, достоверны и их можно было использовать в процессе обжалования. После этого можно приступать к написанию документа.

Структура жалобы не сложна и имеет довольно конкретный порядок. Так, в верхнем правом углу указывается наименование органа, в который она подаётся, а также его юридический адрес. Здесь же, чуть ниже указываются личные данные лица, подающего жалобу – ФИО, адрес (прописки или фактического местонахождения). Дальше, чуть ниже по центру размещается слово «Жалоба», а ниже излагается суть судебного решения со всеми реквизитами исполнительного производства, найти которые можно в полученном исполнительном листе. После этого необходимо изложить, в чём состоят противоправные действия судебного исполнителя, либо привести факты, доказывающие его бездействие. Важно полностью указать должность пристава и его ФИО.

Чтобы ваши аргументы были убедительны, подкрепляйте их нормами законодательства, которые свидетельствуют в вашу защиту. Даже е5сли эти нормы и не касаются исполнительного производства, стоит указывать ссылки на них.

Завершить жалобу необходимо перечнем своих требований, датой написания и личной подписью жалующегося лица. Если к жалобе прикладываются другие документы, необходимо также их перечислить.

Советы от профессионалов

Опытные юристы рекомендуют очень ответственно отнестись к написанию жалобы, не допускать явных ошибок, опечаток, а также сохранять официально-деловой стиль написания во всём документе. Не стоит также вдаваться в ненужные подробности – текст должен быть лаконичным и предельно понятным. Оптимального результата можно добиться, подавая коллективную жалобу. Если по каким-то причинам вы не можете написать жалобу самостоятельно, законодательство допускает возможность подачи претензии по нотариально заверенной доверенности вашим уполномоченным представителем.

Срок подачи претензии

Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» обжалование действий судебного пристава возможно в десятидневный срок. Он начинает отсчитываться с момента выдачи исполнительного листа, после того, как был получен отказ от пристава в возбуждении исполнительного производства, нарушения судебным исполнителем закона или начала его бездействия.

Порядок подачи жалобы

Существует два вида порядка подачи жалобы – ведомственный и судебный. О каждом из них мы поговорим в отдельности.

Ведомственный порядок

Направлять жалобу на действия судебных приставов необходимо старшим приставам – именно они отвечают за принятие и рассмотрение претензий от своих подчинённых. Исключением будет только ситуация, когда за исполнение решения отвечает непосредственно старший пристав.

Направить документы можно не только в вышестоящие органы, но и через того пристава, чьи действия вы обжалуете. В этом случае, он обязан направить вашу претензию в вышестоящий орган в течение 3-х дней после принятия её у вас. Такую претензию при необходимости можно отозвать в любой момент до начала принятия решения. Ответ на жалобу приходит в установленный законом 30-дневный срок.

Кроме вышеперечисленных способов, жалобу можно также подать по телефону доверия ФССП или через интернет-ресурс Федеральной службы приставов.

Судебный порядок

Обычно к этому способу прибегают, если обращение с жалобой в ФССП оказалось неэффективным. Исковое заявление подаётся в суд по месту работы пристава в течение 10 дней с момента, когда стало известно о нарушении. Рассмотрение заявления судом также осуществляется в десятидневный срок. 4 часть 254 статьи Гражданско-процессуального кодекса РФ предусматривает возможность для судьи приостановить действие оспариваемого решения до момента, когда решение суда вступит в законную силу.

В случае, когда вы нарушили срок подачи искового заявления по уважительной причине, можно подать письменное ходатайство с просьбой его восстановить.

Помимо прочего, действия судебного пристава подлежат обжалованию в прокуратуре по месту расположения отделения ФССП. Скачать образец такой жалобы вы можете на нашем портале.

Когда жалобу могут отклонить

Ситуации, в которых жалоба на судебного пристава может быть отклонена, регламентированы в Федеральном законе «Об исполнительном производстве». Среди таких причин следующие:

· Пропущен срок для подачи жалобы и отсутствует ходатайство о восстановлении;

· Предмет жалобы - заключение исполнителя о требовании к исполнительному сбору;

· Ранее уже был вынесен приговор по исковому заявлению с содержанием, аналогичным текущему;

· Предметом жалобы является постановление, которое не входит в юрисдикцию отдела службы судебных приставов.

Чтобы поданная вами жалоба на судебного пристава достигла своей цели, необходимо правильно её составить, соблюсти сроки подачи и привести убедительные аргументы в свою защиту. Сделать это самостоятельно, не имея юридического образования достаточно сложно, но вы не обязаны делать это сами. Опытные юристы на нашем портале с радостью проконсультируют вас и помогут составить претензию таким образом, чтобы добиться с её помощью ожидаемого результата. Консультационная поддержка онлайн доступна круглосуточно и из любого региона России.

Источник: Юридическая Платформа