Асом станет не каждый

28 October 2019
525 выпускников Краснодарского училища летчиков пополнят ряды Воздушно-космических сил России.
525 выпускников Краснодарского училища летчиков пополнят ряды Воздушно-космических сил России. Выпуск состоялся 26 октября.

Событие, конечно же, знаменательное. В кои-то веки Вооруженные силы получат сразу более пятисот летчиков. Мы знаем целые полки, которые ждут не дождутся этого пополнения — потому что являются полноценными боевыми единицами только на бумаге, а в реальности до половины летного состава в них вовсе отсутствует. Долгожданные летчики пополнят обескровленные ВВС России — и это огромная радость и для самих летчиков, и для их будущих командиров, и для всех российских Вооруженных сил.

И все же некоторую нотку трезвости в это событие стоило бы внести. Особенно с учетом того, что некоторые особенно патриотически упоротые СМИ заявляют, что «ряды Воздушно-космических сил пополнят 525 воздушных асов».

Назвать асами тех молодых и азартных кутят со значками «БК» (без класса) на груди, которые только что выпустились из КВВАУЛ, может лишь совсем незнакомый с авиацией человек. Это все равно что весь выпускной курс любого университета обозвать с лету профессорами или докторами наук.

Каждого из этих выпускников по прибытии в полки вовсе не ждет еще никакая самостоятельная служба. По большей части их отправят в центры боевой подготовки переучивания летного состава по родам авиации. И там они около года сперва теоретически, а потом и практически будут осваивать тот типа самолетов, на котором летает их полк. Некоторые, возможно, будут переучиваться при части. Затем молодые лейтенанты продолжат освоение машины, на которой летает их полк (или одной из этих машин, поскольку многие полки в последнее время смешанные). Согласно упражнениям и программам курса боевой подготовки (КБП) именно данного типа самолета. Дело это в современных условиях обычно затягивается на три-четыре года, а то и более.

Кто же это такой — летчик-ас? Неформальное звание (титул), мнение профессионалов о каком-то своем коллеге. В полку бывает обычно один летчик, достойный такого эпитета. Очень редко — два. Но чаще всего — и вовсе ни одного.

С официальной же точки зрения самая высокая классная квалификация летчика в ВВС России — это летчик-снайпер.

Летчик-снайпер, генерал-лейтенант Сергей Байнетов
Летчик-снайпер, генерал-лейтенант Сергей Байнетов

Байнетов: «…За последние 15 лет общие потери государственной авиации в России составили более 320 воздушных судов. Показатели аварийности в течение последних 30 лет находятся на уровне, более чем в три раза превышающем показатели аварийности ведущих авиационных держав. Анализ показывает, что нынешний уровень аварийности предопределен сложившейся в государственной авиации системой обеспечения безопасности полетов, которая не в состоянии существующими силами и средствами обеспечить эффективный мониторинг функционирования авиационных структур, удовлетворяющий современным требованиям. Такое положение дел порождает бесконтрольность. Авиационный персонал при организации и проведении полетов в основном полагается на естественный ход событий, вследствие чего показатели аварийности имеют устойчивую тенденцию к росту и на данный момент превышают среднегодовые значения....."

Три ступени надо пройти до того, как претендовать на получение этой квалификации: летчик третьего, второго и первого класса. И все эти классы присваиваются за конкретные умения и навыки в летной работе. Например, за умение летать ночью. Или при минимуме погоды. За показатели стрельбы и бомбометания. Для каждого уровня есть свои, очень жесткие и конкретные условия его присвоения.

Теперь что касается тех пятисот с лишним молодых лейтенантов, выпущенных из КВВАУЛ. По итогам их летно-военной карьеры — которая вряд ли окажется слишком долгой — летчиком-снайпером станут в лучшем случае несколько десятков выпускников. Примерно половина тех, кто попадет на тяжелые машины, так никогда и не станет командирами экипажа (а значит, останется не более чем летчиками третьего класса). Годам к 35 значительная часть нынешних выпускников и вовсе покинет Вооруженные силы — либо на пенсию, либо в гражданскую авиацию, либо в любую другую авиацию, но не военную. По крайней мере, если все те проблемы с летным составом, о которых мы неоднократно писали, будут сохраняться и далее.

Мы искренне поздравляем молодых офицеров. Мы сами были когда-то такими — самоуверенными, дерзкими и подающими большие надежды. Мы желаем каждому из них успешной карьеры и достойной службы на пользу Родине. Они выбрали очень тяжелую и очень важную мужскую работу. Асом из них станет далеко не каждый — но пусть каждый сделает все, чтобы стать им.

По материалам Т-к Взгляд человека в лампасах

Книга "Мы всё ещё русские"здесь