Хотелось бы полемики

Любите ли вы театр? Любители ли вы его так, как фигуранты выставки «На дне». Нет, это не про бомжей времён Алексея Горького. На территории московского дизайн-завода «Флакон», в зале «Куб», фото сцен из провокативных спектаклей последних лет. Скандальный постер «Тангейзера», безобразная обнажёнка «Гоголь-центра», «смелая» драматургия МХТ им. Чехова, и прочая, прочая… Каждый снимок сопровождён табличкой с бюджетной ценой запечатлённого «искусства». Суммы – миллионы, десятки миллионов и даже миллиарды рублей (стоимость содержания некоторых федеральных театров).

Выставка «На дне» – инициатива малоизвестного Фонда развития культуры «Искусство без границ». Прессе раздавал интервью его представитель Андрей Грознецкий:

– На выставке – кадры скандальных, резонансных постановок последних лет. Далеко не всем эти вещи нравились. Ряд постановок в главных российских театрах вызывали обсуждения, споры, скандалы. Многие спектакли быстро ушли из репертуара – народ перестал ходить…

Основные посетители выставки – молодежь. Поэт Иван Купреянов:

– Мы осуждаем действия боевиков-исламистов, террористов, разрушающих бульдозерами древнейшие памятники. Но режиссер Константин Богомолов занимается тем же самым, пусть и в другой форме. Его спектакль по Достоевскому в МХТ им. Чехова – никакая не интерпретация «Братьев Карамазовых», а целенаправленное разрушение русской классики. У меня вопрос к публике: кто думает по-другому? Хотелось бы полемики.

Желающих спорить не нашлось.

Артист театра «У Никитских ворот» Сергей Шолох:

– Если я разденусь догола и выйду на сцену, это будет интересно одну минуту. А что дальше? Где характер, роль, смысловое наполнение? Создаётся впечатление, что для скандальных постановщиков главное, это – «я в искусстве», т.е. низший уровень самовыражения.

Пока посетители выставки общались в кулуарах, ахая над выброшенными на спектакли-однодневки средствами, на большом экране шли отрывки из скандальных постановок. Титры организаторов бесстрастно констатировали: «Педерастия», «Опять педерастия», «Сиротка усыновлён гомосексуалистом» и пр.

Комментирует Юрий Поляков, писатель и драматург:

– «Литературная газета» пишет о том, что происходит в театре, больше десяти лет. Наконец это стало предметом общественного обсуждения! Визуальные провокации – не театр. Новомодные режиссеры не владеют классической формой постановки, но им нужно чем-то привлекать зрителя. Чтобы «расчистить место», они убирают успешный, проверенный репертуар. Так произошло, например, в Псковском драматическом театре, где молодой режиссер, выпестованный «Золотой маской», поставил «Графа Нулина». Спектакль должен был посетить Владимир Путин, но плотный график встреч помешал ему увидеть скабрёзное действо. На театр потрачены гигантские суммы, почти миллиард рублей!

Эпатажных режиссеров настойчиво двигают на академические площадки. Юрий Поляков:

– Никто не против экспериментов на грани фола, без этого развитие искусства невозможно. Есть творческие лаборатории, залы на сто мест. Но при чём тут академические театры, призванные хранить и развивать традицию? Школьников невозможно сводить на нормативные спектакли – их нет! Как же тогда они смогут отличить классическую постановку от экспериментальной? Идёт целенаправленное размывание и убиение нормы. У общества нет никаких механизмов влияния на данный процесс. Надо разорвать круговую поруку – театральной премии «Золотая Маска» и ангажированных изданий, которые абсолютно не отражают реальность, а пиарят близкие по своим эстетическим и политическим задачам произведения…

А что же наше Министерство культуры? Не с его ли подачи «модный театр» достиг «дна»? Организаторы выставки направили обращение министру Владимиру Мединскому: «Мы просим вас услышать наше обращение и поспособствовать тому, чтобы аморальные и оскорбительные постановки не получали финансирования из бюджета... Оплачивать это государство, которое, среди прочих, несет и воспитательную функцию, не должно. Законы о нецензурной брани и запрете пропаганды гомосексуализма поспособствовали улучшению ситуации, но на ведущих ролях в российских театрах по-прежнему находятся те, кто сделал себе имя на скандальности и провокационности. Именно они – законодатели мод».

К письму приложили фотоальбом выставки – с непристойными сценами из постановок и суммами бюджетного финансирования.

Ко всему сказанному добавим: у каждой проблемы, в том числе и у театральной, есть фамилия, имя и отчество. Человека, который её создал, «архитектора перестройки», вождя культурной революции. И разве мы не знаем – кто он?!

Подробности здесь

На илл.: Владимир Путин (слева) и посол по особым поручениям министерства иностранных дел РФ, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой во время церемонии вручения государственных наград Российской Федерации в Кремле. 2013 год.

Другие статьи, рассказы, эссе Лидии Сычёвой читайте здесь

Книги здесь или здесь