Успешные ректоры деградирующих вузов

Церемония вручения наград. С ректором Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярославом Кузьминовым
Церемония вручения наград. С ректором Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярославом Кузьминовым

Высшего образования в России нет. Начало здесь

Но если вуз превращается в заурядное коммерческое предприятие, предоставляющее образовательные услуги (о причинах такой государственной политики говорить не будем, чтобы не травмировать ранимые души наших высоких руководителей, это отдельный разговор), то во главе этого предприятия должен стоять никак не педагог, не ученый, а «успешный» и «эффективный» менеджер. Так и происходит – о доходах наших уважаемых ректоров не писал только ленивый журналист. А эти доходы, если и не напрямую связаны с вузом, все равно, без сомнения, являются результатом использования административного ресурса. А поскольку все ректоры российских вузов назначаются, а не избираются, пусть даже формально, то вполне понятно, что такое положение создано руководством страны, а уж кем конкретно, пусть выясняют более осведомленные люди.

Косвенным подтверждением этого тезиса является тот факт, что если по критериям дохода взять самых «успешных» ректоров российских вузов, а в интернете имеются эти данные и множество публикаций на эту тему, то можно без удивления обнаружить, что многие из находятся достаточно длительное время на своих постах: ректор Санкт-Петербургского горного университета г-н Литвиненко с 1994 г., ректор РАНХ и ГС г-н Мау с 2002 г., Ректор ВАВТ г-н Синельников-Мурылев с 2007 г., ректор МИИТ г-н Левин с 1991 г., ректор Финансового университета г-н Эскиндаров с 2006 г., ректор ВГИКА г-н Малышев с 2007 г., ректор РГУ нефти и газа г-н Мартынов с 2008 г., ректор МГИМО г-н Торкунов с 1992 г., ректор ВШЭ г-н Кузьминов с 1992 г., ректор РЭФ им. Плеханова г-н Гришин – с 2008 г.

Конечно, им можно было бы простить все – и высокие доходы и неприлично длительное время пребывания в должности, если бы качество российского образования стремительно повышалось и мы были впереди планеты всей по этому показателю. Но, увы, повышается оно, как можно предположить, только в заранее проплаченных рейтингах, ничего общего с реальностью не имеющих. А поскольку де-факто, ректора российских вузов являются скорее коммерсантами или бизнесменами (по выбору читателя!), нежели руководителями творческих коллективов, то традиции скороспелого российского бизнеса, к числу которых автор относит полное пренебрежение к личности человека и гражданина, патологическую жадность, чрезвычайно низкий уровень корпоративной культуры и т.д., активно проникают в вузовскую среду.

А собственного говоря, почему бы им и не проникать, если для этого созданы все условия, достаточно вспомнить о российском форсайт-проекте «Образование-2030», который был разработан ещё в 2010 году. Самое поразительное, что ректоры вузов, занимающие длительное время свои посты и входящие в Российский союз ректоров (интересная организация!), выступают в последнее время инициаторами введения новой системы оценки качества высшего образования. Странная вещь – кто им мешал это делать раньше или волки вдруг озаботились численностью овец.

Но ведь вузы это не только образовательные учреждения, они традиционно занимаются и научными исследованиями. Поэтому есть смысл раскрыть конкретные научные заслуги наших «уважаемых» ректоров. Любознательный читатель может найти в РИНЦ потрясающие сведения о неутомимой работе ректорского корпуса на ниве науки – многие их работы написаны, как правило, в соавторстве, а если и нет, то, скорее всего, «благодарными» подчиненными, что, собственно говоря, и не принято особо скрывать. Интеллектуальное рабство существовало еще в Древнем Риме – образованный раб, как правило, грек, читал гостям своего хозяина «Одиссею» или «Илиаду», но хвалили рабовладельца, а не раба, поскольку, как считалось в то время, рабовладельцу принадлежало не только тело, но и знания раба. В вузах современной России сложилась именно такая ситуация, она молчаливо признается всеми как вполне нормальная и если ректор позволяет себе такие «вольности», то и его подчиненные также следуют его примеру. Проректоры, заведующие кафедрами, руководители департаментов также предпочитают писать в соавторстве, используя для этого фактически бесплатный труд зависимых от них преподавателей, аспирантов, магистрантов и т.д. Естественно качество публикаций падает год от года и это не только российская – это глобальная проблема. На сайте ассоциации «Аналитика» приведены данные агентства «Гартнер» – если в 2000 г. доля оригинального текстового контента в интернете составляла 75-80%, в 2010 г. снизилась до 30-35%, а сейчас не превышает 5-7%. Но России, как в стране, находящейся фактически под внешним управлением, данная проблема проявляется особенно остро.

Но формально, с точки зрения скромного российского обывателя ректоры ведущих вузов России выглядят как некие полубоги – и вузами руководят эффективно, и бизнесом управляют в самых разных ипостасях, и науку двигают, и общественной работой занимаются и… и… Стоит зайти на официальные сайты вузов и ознакомиться с их биографиями, то просто оторопь берет – откуда столько сил, энергии, времени находится у этих людей, чтобы вести такую работу, которая была под силу разве только титанам из древнегреческих мифов.

Но только немногие из них занимаются своими прямыми обязанностями – мало кто из ректоров читает лекции и тем более проводит семинарские и практические занятия, хотя многие из них, возможно, это и делали на заре туманной юности. Вот это действительно достижение современной России – и в Российской империи, и в Советском Союзе ректоры обязаны были читать лекции и выступать с собственными научными докладами. Подчеркиваю с собственными, а не написанными «интеллектуальными холопами». Но может быть это и хорошо, что они редко выступают, поскольку качество этих докладов оставляет желать лучшего, что-то похожее на воспоминания из времен «развитого социализма», а там рефреном звучало – есть отдельные недостатки, но мы идем вперед. Чем закончился «развитой социализм» знают все, такая же участь видимо ждет и современную «вертикаль власти» в научных и образовательных структурах, поскольку фундаментальная наука в России прекращает существование, а взамен ее нам любезно предлагают свои концепции западные учителя.

Конечно, из чистой благотворительности – аборигенам необходимо внушить, что их вымирание – это результат плохого осмысления данных теоретических конструкций. Возможно, для их лучшего усвоения проректорами в некоторых ведущих вузах России назначались граждане западных стран, так, например, проректором по инновационной деятельности Нижегородского государственного университета имени Лобачевского с 2013 по 2016 гг. являлся гражданин США Кендрик Дэвис Уйат, проректором Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) некоторое время была гражданка Великобритании (к сожалению, все данные о ней из удалены из интернета). И можно предположить, что это далеко не единичные случаи.

Автор: профессор вуза, пожелавший остаться анонимным

Продолжение следует

Книга «Мы всё ещё русские» здесь