86,5K подписчиков

Вузы на уровне ПТУ: рассказывают преподаватели

10K прочитали

Помощник президента РФ Андрей Фурсенко (министр образования и науки Российской Федерации в 2004-2012 гг.), министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков
Помощник президента РФ Андрей Фурсенко (министр образования и науки Российской Федерации в 2004-2012 гг.), министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков

На канале «Про жизнь» была опубликована статья анонимного профессора, посвященная состоянию высшей школы в России. Она вызвала многочисленные отклики преподавателей. Часть из них мы публикуем.

– Уровень общей культуры преподавателей вуза – ниже некуда. Конечно, есть исключения. Слава богу, я пенсионерка. Несколько лет тому назад была членом методического совета университета. Уважаемый профессор предложил приглашать преподавателей с кафедры математики на заседание совета, пусть отчитаются за двойки. Наставили! Это был период, когда переходили на бакалавриат. Адаптировать программы было очень сложно, т.к. на выходе студент должен был знать то же, что и на специалитете. Столько было глупостей.

А эти ужасные конференции!? Написали статьи - и всё. А зачем, если ничего не меняется, никто и не планировал. Пустозвонство. Требования к студентам, как в детском саде. Инфантилизм порождает непрофессионализм. Разговоры о жалости к молодым людям. Но ведь их никто не увечит, не оскорбляет, не лишает жизни! Они сами строят её так, как привыкли. В школе - главное выпросить оценку и в вузе то же самое.

Китайцы очень жёстко и требовательно относятся к своим студентам, вот и выходят в наиболее развитые страны. А мы с таким странным "милосердием" и сплошным очковтирательством будем и дальше воспроизводить полуинженеров, полуврачей, полуучителей (Людмила Ивашутиана).

Смотрю я на абитуриента... И хочется задать ему (ей) вопрос: ты и в вузе собираешься, как и в школе, имитировать учение?! Глазки состроит, поддакнет невпопад. Понимаю, что в нынешних вузах таким макаром можно и диплом получить, выйдя со знаниями ровно такими же, как и до поступления. Только кому оно это надо?! С дипломом стоять на рынке, бананы продавать? Или сидеть при муже в золотой клетке (а кто у нас муж? а муж у нас ровно такой же чудак, но его устроили сидеть за пустым столом под портретом ВВП 8 часов в день за хорошие бюджетные деньги)?.. (Владимир Алексеев).

Проработал совместителем в московском вузе с середины 1990-х до середины 2010-х гг., и уверен, что ныне есть 2 главные проблемы в университетах – отсутствие требовательности к студентам и формализм в разработке курсов и оценке работы преподавателей. В обоих случаях – это внутренние, имманентные пороки современной системы высшего образования.

Первые годы у нас брали сразу на 4-й курс выпускников педколледжа, и было просто удовольствие работать с ними, т.к. отбор в университет проходили лишь около 50% окончивших колледж. Потом был недолгий, увы, период, когда до 30% первокурсников отсеивались за годы обучения, и тоже была нормальная, продуктивная работа. Но в последние годы, т.е. в 2010-е, из-за демографического провала и падения численности абитуриентов, пришлось фактически отказаться от отсева, и на место работы пришла халтура. Единственный выход – планировать примерно 25% - 30% отсев набранных абитуриентов, и с учетом этого организовывать финансирование вуза и систему оплаты преподавателей.

Вторая проблема видна, в частности, в требованиях к подготовке рабочих программ читаемых курсов. Так, в поздний советский период (когда советские вузы ещё высоко котировались в мире) наши и западные учебные программы практически не отличались по объёму и структуре, но в 2010-е гг. стали заставлять преподавателей придумывать и вводить в программы какие-то «компетенции» и массу другой чепухи, которой нет нигде в мире, кроме РФ. И что, это улучшило уровень нашего высшего образования в последние годы? Очевидно, что надо отказываться от этих извращений, провоцирующих очевидную халтуру и очковтирательство при разработке программ учебных курсов, и ориентироваться на современные западные и былые позднесоветские требования к программам (Анатолий Ямсков).

– МИЭТ (моя альма матер) по отзывам работающих там сейчас, скатился на уровень ПТУ, хотя называет себя университетом. МИСИ – то же самое, выпускает не инженеров, а техников - формулу знает, а что она означает - нет.

МИФИ, по словам преподов оттуда, насквозь коррумпирован, 1-й медицинский - то же самое. По моему опыту (дочь училась) на хорошем уровне РУДН и Тимирязевка (исключая финансовые факультеты), ну и МГУ вроде более-менее, по крайней мере выпускник физфака защищал докторскую в Испании, сейчас работает во Франции.

Так что три вуза в стране со знаком плюс. Уже неплохо. Министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова ученые уже посылали на **й, но ему – как с гуся вода.

В Троицке был один из немногих успешно работающих физических институтов – ИПЛИТ, но был раздербанен, потерял договора, влачит жалкое существование, филиал в Шатуре закрывается. «Вот так вота», как говорил Сергей Жариков (Oleg Vaganov).

Продолжение следует

Книга "Мы всё ещё русские" здесь